Успешное написание диссертации зависит от выбора исследовательской базы. Комплексное обобщение полученных экспериментальных данных позволяет объективно раскрыть тему работы и найти варианты решений имеющейся проблемы.
Что такое база исследования в диссертации
Методологические принципы взаимодействия упрощают подбор фактического материала для создания диссертации. Способы отображения указанного инструмента в научной работе.
- Основная характеристика базы. Автор подробно описывает предприятие (организацию или учреждение), где осуществлялся анализ деятельности, и проходила экспериментальная работа по выбранному направлению диссертации.
- Теоретические значения проводимых исследований. Соискатель ученой степени указывает достижения, связанные с изучением теоретической части (разработка механических устройств, объективный анализ нескольких мнений по теме исследований и т.д.).
- Практическая часть. Будущий ученый систематизирует полученные результаты, анализирует и совершенствует способы внедрения в выбранную отрасль, описывает разработанные проекты и их эффективность.
Особенности анкетирования в диссертации
При составлении магистерских, кандидатских, докторских научных работ, анкетирование (опрос респондентов) входит в исследовательскую базу – все зависит от специфики тематики диссертации и паспорта специальности соискателя ученой степени. Основная функция анкетирования – получение словесной/текстовой информации по тематике исследуемой проблемы.
Виды анкетирования
Анкетирование подразделяется на две основные категории – по количеству респондентов и способу общения с участниками опроса. Перечень подвидов анкетирования.
- Сплошное - вопросы затрагивают всю имеющуюся аудиторию (без разделения по половым, возрастным критериям и т.д.)
- Выборочное (при проведении исследования учитываются соответствующие характеристики респондентов)
- Личное (исследователь лично общается с участником опроса, а второй заполняет анкету). Основные преимущества – контроль правильности заполнения ответов и отсутствие вероятности утерь бумажных экземпляров анкет
- Групповое – опрос группы лиц в одном помещении при минимальном количестве времени
Структура оформления анкеты
Анкета, как и диссертация, состоит из нескольких основных частей – вводная и основная.
Вводная
Этот раздел – официальное обращение к участникам опроса. Запрещается использовать в тексте громоздкие словосочетания, вся информация указывается лаконично, с призывом к действию (желание отвечать на поставленные вопросы) Структура составления.
- Наименование образовательной организации, проводящей исследование по выбранной тематике
- Цели, задачи опроса (включая теоретические/практические положения)
- Степень участия респондента в решении имеющейся проблемы
- Гарантия конфиденциальности полученных ответов
- Правила заполнения
- Перечисление способов возврата анкетных данных исследователям.
Основная
Содержание раздела – наборы вопросов, позволяющие раскрыть главные задачи проводимого исследования. Рекомендуемая схема текста:
- первая часть вопросов – мотивация респондента на ответы (могут освещаться интересные факты, события по выбранной теме);
- основной опрос – участники описывают собственные мнения, оценки, мотивы (уклон на решение поставленных целей);
- заключительная часть – контрольные («наводящие») вопросы, детализирующие ответы на предыдущую часть.
Обработка и анализ результатов анкетирования в диссертации
Обработка итогов анкетирования упрощается порядковой нумерацией или группировкой по заданным критериям (возраст, пол, увлечения и т.д.). Список основных признаков забракованных анкет:
- отсутствие заполненных паспортных данных (при наличии соответствующей графы);
- нет ответов на основную часть вопросов;
- наличие грубых ошибок (много альтернативных ответов, нецензурная лексика и т.д.);
Упростить систематизацию ответов поможет объединение анкет на несколько групп и присвоение соответствующего кода.
Примечание. Наличие графических результатов статической обработки ответов упрощает анализ полученных данных анкетирования. Допускается их вынесение в список приложений диссертационной работы.