Академическая разница – это различие в формах аттестации, списке дисциплин, количестве часов, выделенных для изучения конкретных предметов по специальности студента при переводе из одного учебного учреждения в другое или восстановлении после отчисления. Не является задолженностью, но переносится в индивидуальный рабочий план для своевременного устранения недостающего объема в оговоренные сроки.

Нужно ли сдавать академическую разницу?

Ликвидация академической разницы – обязательное условие при восстановлении, переводе студента из одного вуза в другой. Если этого не сделать, в приложении к диплому со списком изученных дисциплин, проставляются прочерки, поэтому документ об образовании выдан не будет.

При смене заочной формы обучения на очную, необходимо учитывать список дисциплин, представленный в учебном плане. Если в документе указана сокращенная версия предметов, изучающихся на очном отделении по той же специальности, пересдача академической разницы необязательна, - студенту достаточно пройти мини-аттестацию.

Как узнать академическую разницу при переводе с одного вуза в другой?

Академическая разница при переводе с одного вуза в другой определяется уполномоченными сотрудниками учебного заведения после предоставления студентом справки о прохождении курса обучения в предыдущем вузе.

Как подсчитывается количество дисциплин для выявления объема академической разницы?

  1. Список изученных предметов (количество часов, содержание и наименование дисциплин).
  2. Форма аттестации (зачет, экзамен, курсовая работа и т.д.).

После предварительного подсчета дисциплин, проводится учебно-методическая экспертиза, по результатам которой формируется план-график по сдаче академической разницы.

Составление графика основывается на выбранном отчетном периоде освоения предыдущей образовательной программы по специальности студента до ее смены.

Согласно предписаниям Методических рекомендаций МОН, рекомендуемый размер академической разницы за один учебный год не должен превышать 20 кредитов. Если студент переводится из одного вуза в другой на втором курсе, максимальное  число кредитов академической разницы – до 40 и т.д.

Академическая разница после отпуска

После выхода из академического отпуска, студент подает в отдел кадров заявление с просьбой о получении допуска к образовательной программе по специальности на конкретную дату. Документ оформляется на имя ректора учебного заведения.

Полученный допуск дает возможность ликвидировать академическую разницу в сроки, установленные деканатом учебного заведения, но не позднее начала следующей зачетно-экзаменационной сессии.

Студенты, закончившие изучение программы основных дисциплин по специальности до академического отпуска без сдачи промежуточных зачетов/экзаменов или несвоевременно сдавшие образовавшиеся задолженности, обязаны сдать итоговый контроль в период пересдач, назначенный после даты восстановления.

Как подготовиться к сдаче академической разницы?

Подготовка к сдаче академической разницы осуществляется в три этапа: распределение собственного времени, поиск ответов на предстоящие задания, работа в соответствии с предварительно-составленным планом.

  1. Распределяем время и собственные силы

    На начальном этапе подготовки, студент анализирует несколько основных факторов: количество дисциплин, требующих сдачи академической разницы, расписание занятий/зачетов/экзаменов, свободное время, установленные сроки, наличие/отсутствие письменных проектов и т.д.

  2. Ищем и подготавливаем информацию по указанным темам

    Перед поиском требуемой информации важно уточнить список дисциплин, пройденных тем, особенности сдачи промежуточного/итогового контроля. Упростить прохождение этого этапа помогут планы-конспекты преподавателей или одногруппников. Другой вариант – обратиться к профессионалам.

  3. Составляем план работы и следуем его содержанию

    После составления плана, студент равномерно распределяет нагрузку по основным пунктам документа, учитывая крайние сроки сдачи академической разницы по выбранным дисциплинам.

Сдача академической разницы: объем и график

Академическая разница принимается у студента в сроки, установленные планом-графиком. Этот документ составляют уполномоченные сотрудники учебного учреждения на основании справки, представленной учащимся вуза. В справке содержится информация об объеме курса пройденных дисциплин за выбранный период времени, оценки за промежуточную/итоговую аттестацию, количество кредитов.   

Как проходит процедура организации сдачи академической разницы?

  1.  Студент предоставляет в деканат вуза академический транскрипт или справку о прохождении выбранных дисциплин за установленный промежуток времени.
  2. После изучения представленного документа, представители деканата выдают индивидуальный план-график погашения разницы и направление, оформленное на имя заведующего кафедрой.
  3. Сроки сдачи обговариваются индивидуально с каждым преподавателем.

Вопрос о сдаче академической разницы регулируется в индивидуальном порядке – возможность студента предоставить готовые курсовые по ряду дисциплин, полноценно подготовиться к сдаче зачетов, экзаменов и т.д.

Максимальное количество предметов для сдачи определяется руководством вуза – этот показатель составляет от 50-95% от общего количества дисциплин, указанных в рабочем плане.

Сдача академической разницы ликвидируется в течение первого года после перевода с другого учебного заведения, но до начала первой сессии. На протяжении этого времени, студент активно готовиться к полноценной сдаче экзаменов, зачетов или курсовых работ – зависит от требований индивидуального плана-графика. Несвоевременная сдача указанного объема академической разницы чревата отчислением за неуспеваемость.