- Что такое педагогическая практика аспиранта и ее особенности
- Требования, цели и задачи
- Что учитывается при выставлении итоговой оценки за педагогическую практику?
- Дневник (отчет) по педагогической практике: основные требования
- Требования к оформлению дневника практики
- Правила оформления иллюстраций и таблиц в отчете
- Требования к оформлению графиков в дневнике практики
- Структура и содержание отчета о прохождении педагогической практики
- Титульный лист
- Содержание (оглавление)
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных литературных источников
- Пример отчета по педагогической практике
- Действия после прохождения практики
- Вывод
Успешное прохождение педагогической практики позволяет аспирантам закрепить полученные теоретические знания в выбранной отрасли исследования и научиться их правильно применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Что такое педагогическая практика аспиранта и ее особенности
Педагогическая практика – это обязательный компонент образовательных программ всех форм обучения. Основная цель педагогической практики - это закрепить теоретические знания, полученные в ходе обучения, выработать у выпускника аспирантуры практические умения ведения профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью.
Требования, цели и задачи
Основополагающие моменты в педагогической практике:
- Всестороннее изучение преподавательской деятельности в выбранном учебном заведении.
- Закрепление полученных навыков в процессе обучения.
- Систематизация новой информации и закрепление техник проведения семинаров, лекций и практических занятий на практике.
- Способы внедрения методологического анализа в процесс учебных занятий.
- Разработка собственного подхода ведения преподавательской деятельности на основе имеющихся современных технологий образования.
- Самосовершенствование в процессе осуществления научной работы.
Требования, выдвигаемых к практике – это понимание принципов работы системы компетенций, форм и методов организации процесса работы в высшем учебном заведении и соответствие основным требованиям, выдвигаемым к современным преподавателям.
Что учитывается при выставлении итоговой оценки за педагогическую практику?
Итоговый балл за прохождение педагогической практики выставляется руководителем организации и групповыми руководителями по воспитательной работе.
На что обращают внимание при подытоживании результатов практики:
- Уровень самостоятельного ведения преподавательской деятельности в соответствии со специальностью (профессиональные, методические знания).
- Педагогические навыки (готовность выполнять воспитательные, организаторские, проектировочные, конструктивные и др. функции).
- Качество проведения учебно-методической, педагогической работы.
- Надлежащее выполнение индивидуального задания студента, выданного руководителем практики.
Несвоевременное оформление, сдача дневника педагогической практики является аргументированной причиной снижения оценки за работу. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, могут быть отчислены из вуза за академическую задолженность. Если выпускник аспирантуры или колледжа пропустил педагогическую практику по уважительным причинам, подтвержденным документально, его направляют на ее повторное прохождение.
Дневник (отчет) по педагогической практике: основные требования
Отчет по педагогической практике в колледже или аспирантуре – это самостоятельный документ учащегося вуза, в котором отражается совокупность результатов, достигнутых в период проведения педагогической и учебно-методической деятельности по специальности студенты.
Требования к оформлению дневника практики
Дневник по практике оформляется с учетом следующих требований:
- Текст отчета по педагогической практике печатается односторонним способом на стандартных листах А4.
- Размер полей: правое – 1,5 см, левое – 3 см, верхнее/нижнее – 2 см.
- Основной текст документа выравнивается по ширине, для подписей и заголовков – по центральной части строки, междустрочный вертикальный отступ – 1,25
- Шрифт: Times New Roman, 14 кегль – для основного текста, заголовков разделов, таблиц, подписей. Для описания содержимого таблиц используется 12 кегль.
- Расстановка автоматических переносов текста без использования «ручных» переносов из прописных букв.
- Все страницы дневника педагогической практике подлежат обязательной нумерации. Титульный лист входит в общий подсчет страниц, но на нем номер не проставляется.
- Каждая структурная единица отчета обязательно начинается с нового листа. Заголовок располагается в центральной части строки и выделяется полужирным шрифтом. Рекомендуемое расстояние между текстом и заголовком раздела/главы – 1,5 пт. Запрещается простановка точки в конце заголовка, подчеркивание/ «ручной» перенос слов.
- Текст дневника практики обязательно содержит ссылки на информационные источники, использованные в процессе работы. Ссылки приводятся только в квадратных скобках в порядке соответствия употребления сторонних заимствований в тексте.
Правила оформления иллюстраций и таблиц в отчете
Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы, графики и т.д.) и таблицы оформляются в отчете педагогической практике по следующим правилам:
- Иллюстрации, таблицы размещаются в дневнике практике сразу после текста с первым упоминанием, а если не умещаются на странице – то на следующей.
- Все иллюстрации, приведенные в тексте, сопровождаются соответствующими ссылками на них. При расположении в основной части отчета, они выполняются в высоком разрешении, без необходимости поворота документа под разными углами.
- Рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы сопровождаются содержательными подписями и/или поясняющими данными.
- Габаритные иллюстрации и таблицы с большим массивом данных разрешается размещать на отдельных листах в порядке упоминания в отчете практики.
- Иллюстрации и таблицы, заимствованные из сторонних информационных источников, сопровождаются ссылками на научные труды сразу после их названия.
- Пояснения, подписи, другие сведения об иллюстративном материале и/или таблицам выполняются только на лицевой части страницы вместе с изображением/указанным массивом данных.
- Ссылка на таблицы, рисунки выполняется следующим образом: (табл.), (рис.).
- Иллюстрации и таблицы нумеруются арабскими цифрами последовательно, сквозной нумерацией.
- Единственная иллюстрация, таблица в дневники практики не нумеруется и не подписывается. Исключение – методические требования вуза.
Требования к оформлению графиков в дневнике практики
Графики в отчете педагогической практики оформляются следующим образом:
- Изменяющиеся единицы измерения по осям, их наименования пишутся непосредственно над осью ординат (вертикаль) и на правом крае оси абсцисс (горизонталь).
- Значения единиц измерений в цифрах указываются с левого края под горизонтальной осью (абсцисс).
- Линии пересечения графика разрешается выделять разной плотностью.
- Наименования указанных величин можно заменить буквами. Сокращение единиц измерения приводится в соответствии с установленными стандартами.
- Если две оси ординат начинаются с нуля, цифра «0» проставляется на их пересечении только 1 раз. Если шкалы графика начинаются с разных величин, у начала шкалы проставляется собственная величина.
Структура и содержание отчета о прохождении педагогической практики
Дневник прохождения педагогической практики состоит из 6 разделов – это титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (разбитая на соответствующие главы), заключение, список использованных литературных источников, приложения (по необходимости).
Титульный лист
Первая страница дневника практики оформляется в соответствии с методическими требованиями вуза, обязательно подписывается руководителем практики и автором отчета.
В соответствии с результатами защиты документа, на титульном листе выставляется итоговая оценка за проделанный объем работы, подпись проверяющего члена комиссии.
Содержание (оглавление)
Содержание (оглавление) отчета педагогической практики аспиранта содержит в себе перечень всех структурных единиц документа, указанных в документе с простановкой соответствующих номеров страниц их начала. Названия вписываются в оглавление в строгом соответствии с заголовками глав/подразделов и т.д.
Введение
Введение дневника практики содержит информацию о современном состоянии педагогических проблем, которые решает соответствующая образовательная организация, устанавливаются цель/ задачи дальнейшей работы.
Основная часть
Основная часть содержит несколько глав, раскрывающих суть прохождения педагогической практики – это знакомство с образовательной организацией, посещение и анализ занятий с преподавателями, планирование самостоятельного ведения занятий, процесс проведения занятий, самоанализ, подведение общих итогов по практике.
Знакомство с образовательной организацией и учебным процессом
В этом разделе основной части, автор отчета о педагогической практике приводит сведения о принципе организации учебного процесса в школе/колледже/вузе, составляет краткий перечень нормативных документов, ответственных за воспитательный процесс (методические рекомендации, расписание занятий, учебный план, государственный образовательный стандарт и т.д.).
Посещение, анализ занятий с преподавателями
В процессе прохождения педагогической практики, студент придерживается условий индивидуального плана и обязательно посещает занятия ведущих преподавателей по разным учебным предметам, соответствующим профилю специальности.
Полученные результаты посещения/анализа занятий лучше всего оформить в таблицу (пример ниже).
№ п/п |
Дата |
Учебная группа |
ФИО преподавателя, проводившего занятия |
Полное название учебной дисциплины |
Тип/вид занятия |
Тема, краткое содержание занятия |
Планирование самостоятельного ведения занятий (методическая работа по учебной дисциплине)
Данный раздел основной части дневника о педагогической практике содержит следующую информацию:
- План-конспект первого лекционного занятия по профильному предмету (+ презентация при необходимости).
- План проведения лабораторных/практических занятий (включая методические рекомендации студентам по выполнению ряда работ, задания для планового контроля знаний у учащихся).
Вышеуказанные данные в большом объеме рекомендуется выносить в приложения к дневнику о педагогической практике.
Проведение учебных занятий, самоанализ результатов
После составления плана проведения занятий, аспирант самостоятельно проводит занятия по одной из профильных дисциплин специальности, анализирует их структуру и содержательность, уровень подготовки студентов и их поведение во время лекций/лабораторных занятий, доступность учебной программы для всех категорий учащихся, преимущества/недостатки имеющегося образовательного процесса.
Полученные данные практикант обрабатывает с помощью самоанализа – это помогает отточить теоретические навыки преподавательского мастерства и позволяет выработать перспективы по его профессиональному усовершенствованию.
Результаты проделанной работы можно отобразить в виде таблицы (пример см. ниже).
Форма работы (лабораторная, семинарское занятие, практическое и т.д.) |
Дисциплина/тема учебного занятия |
Учебная группа |
Кол-во студентов на занятии |
Дата проведения занятия |
Количество отведенных часов |
Примерная форма описания самоанализа по самостоятельному проведению занятия следующая:
- Приветствие студентов, оглашение ФИО, отметка отсутствующих/присутствующих.
- Четкая формулировка цели теоретического/лабораторного занятия, план работы.
- Регламентация времени, планируемого для изучения методики выполнения лабораторного/практического занятия, процесс проведения и подведение итогов исследования.
- Проверка результатов работы учащихся, ответы на возникающие вопросы по спорным моментам.
- Анализ доступности информации, необходимой для успешного выполнения лабораторной работы.
- Подведение итогов теоретического/лабораторного занятия (поведение студентов, уровень их внимательности, успешное/неуспешное проведение лекции/семинара/лабораторной работы и т.д.).
Заключение
В этой части отчета о педагогической практике, аспирант подводит общие итоги по результатам работы, приводит итоговую оценку полноты достижения поставленных цели и задач.
Список использованных литературных источников
В библиографическом списке дневника практики содержится описание всех источников, которые были использованы в процессе написания отчета. Сюда сначала выносятся нормативно-правовые акты по хронологии введения в действие и степени юридической силы (при наличии их цитирования в тексте документа), затем зарубежная и отечественная научно-методическая литература (в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам авторов-исследователей).
Пример отчета по педагогической практике
Чтобы не допустить ошибок при оформлении этого документа, ознакомьтесь с хорошим примером отчета по практике.
Готовые отчеты по практике:
Действия после прохождения практики
Чтобы получить зачет о прохождении педагогической практики и зафиксировать его результат в индивидуальной ведомости, аспирант предоставляет в отдел аспирантуры соответствующий пакет документов:
- Отзыв научного руководителя о работе аспиранта
- План прохождения практики, завизированный куратором проекта
- Общий отчет о проделанной работе (также требуется виза научного руководителя)
Вывод
Педагогическая практика – это обязательный элемент образовательной программы любого учебного заведения: она успешно формирует профессиональные навыки студента по выбранной специальности. Отчет о педагогической практике аспиранта – это обязательный документ, без которого студенту не дадут допуск к дальнейшей защите диссертационной работы и могут даже исключить из вуза.
При подготовке дневника практики, следует соблюдать строгую структуру документа и требования к оформлению. Как и большинство документов, отчет о практике состоит из введения, оглавления, основной части, заключения с подведением итогов, списка использованных литературных источников и приложений (по необходимости.)