Много студентов задаются вопросом о том, нужно ли писать конспекты и так ли это необходимо. Конспектирование материалов лекций – не только необходимость в угоду преподавателя, но и возможность качественно систематизировать знания, запомнив самую важную информацию по изучаемой теме. 

Как быстро писать конспекты от руки

Попытка дословной записи монолога лектора – это бесполезное занятие для всех, кроме стенографисток. Основная задача студента в процессе составления конспекта – научиться грамотно записывать информацию в удобной и понятной системе для него самого.

Переводческая скоропись

Такая форма ведения конспекта свойственна последовательным переводчикам. Цель скорописи – передать причинно-следственную связь ряда событий, поэтому данный метод идеально подойдет для конспектирования материала по истории, литературе и др. гуманитарным дисциплинам. В этом случае, студент может использовать рисунки и условные обозначения, максимально точно передающие смысл информации лектора. 

Метод Корнелла

Чтобы успеть законспектировать важную информацию, следует провести на странице две горизонтальные линии: одна из них служит заголовком, а другая – кратким пересказом лекции. В центральной части страницы нужно дополнительно начертить 2 колонки: с левой стороны – шире, с правой стороны – уже. В широкой колонке студент записывает конспект привычным способом, но оставляет пропуски между параграфами, чтобы потом их дополнить требуемой информацией. После того, как лекция закончилась, в левую колонку следует записать основные идеи, имена, даты  и т.д. Чтобы закрепить усвоенный материал, рекомендуется повторно вернуться к конспекту через сутки после лекции и заполнить нижнее поле кратким пересказом.

метод корнелла пример конспекта 

Метод ментальных карт

С помощью данного способа, конспектирование материала начинается с центральной части страницы. Студент представляет лист бумаги, как круг, в центре которого указывается тема или главное понятие лекции, а в ответвленных кружках – определения. Мелкие круги следует располагать на разной удаленности от центрального круга: чем дальше кружки от центра, тем ниже их взаимосвязь с рассматриваемым объектом. Основная, важная и дополнительная информация отмечается разноцветными маркерами.

метод ментальный карт пример

 

Смысловые блоки

Этот метод – нечто среднее между методом ментальных карт и методом Корнелла: тетрадный лист разделяется на несколько квадратов и в каждом из них описывается новая подтема.

сетод смысловых карт

 

Метод предложений

Суть метода заключается в записи каждого предложения с новой строки под порядковым номером. Такой подход поможет не тратить время на запись ненужной информации, а составить своеобразное оглавление. Номера основных предложений по теме работы следует выписать в самом конце, как итог лекции. Чтобы создать перекрестные ссылки на важную информацию, можно использовать фразы «см. предл. №…».

метод предложений в конспекте пример

 

Поток сознания

Такой способ подойдет для креативных или ленивых студентов. Суть заключается в том, чтобы вести конспект, как обычно, но записывать свои догадки и идеи по теме лекции под звездочкой, как примечания.  

Быстрее, еще быстрее: 4 простых лайфхака для быстрого письма

Ускорить процесс записывания лекционного материала помогут следующие лайфхаки:

  1. Правильный захват ручки. Если вы ведете конспекты дешевыми ручками с маленьким диаметром корпуса, откажитесь от них и перейдите на большие ручки с мягкими манжетами – это не только увеличит скорость письма, но и снизит усталость от записывания большого количества информации.
  2. Разгрузка запястья. В процессе письма и перемещения руки из стороны в сторону, следует использовать не только запястье, но и предплечье. Такой подход поможет избавиться от напряжений и боли в запястье.
  3. Правильная осанка. Часть предплечья не должна висеть над столом, а находиться на столе.
  4. Письмо двумя руками. Как бы парадоксально не звучало, умение писать двумя руками удобно, полезно и помогает развивать мозг. Тренировки нужно начинать с малого: сначала пользуйтесь компьютерной мышью другой рукой, затем пробуйте переворачивать ею страницы книги, подчеркивайте маркерами основные места конспекта и т.д.

ТОП приложений для ведения конспекта ОНЛАЙН

Как писать конспект по параграфу: общие рекомендации

  • Перед конспектированием, следует вначале прочесть параграф целиком и выделить основные мысли (формулы, идеи, определения и т.д.). Бездумно переписывать весь текст из учебника не следует: нужно своими словами кратко изложить содержание и подобрать соответствующие примеры (например, составить таблицу, по которой будет проще ориентироваться и т.д.).
  • После прочтения информации, следует разбить ее в соответствии с приоритетом важности – это ускорит процесс написания конспекта в несколько раз.
  • Использование схем, графиков, таблиц и др. наглядных материалов поможет быстро выделить основные понятия и стать подсказками к содержанию темы. 
  • Текст конспекта параграфа должен быть легким для восприятия, иметь логическую структуру.
  • Если параграф большой и в нем много важной информации, рекомендуется ввести собственные словари сокращений и условных обозначений. Так вы сможете быстро и качественно записать всю ту информацию, которая необходима в первую очередь.
  • Чтобы выделить основополагающие моменты конспекта в тексте работы, рекомендуется выделять их маркерами. 
  • Информация, которая уже известна, не записывается: основное внимание в конспекте уделяется только новой информации. 
  • При конспекте книги, не нужно бездумно переписывать все подряд: сначала выделите основополагающие моменты из главы или раздела, а потом запишите их в тетрадь своими словами.

Используйте сокращения

Своя собственная система сокращений поможет не запутаться в информационном потоке, исходящем от преподавателя. Поддать сокращениям и аббревиатурам можно часто повторяющиеся ключевые термины и устойчивые выражения, которые всем известны (например, «ф-я» - «функция», «ЦА» - «целевая аудитория» и т.д.). Какие виды сокращений можно дополнительно использовать в конспекте:

  • Символы. Например, обычная стрелка вправо может заменить слово «следовательно», знак увеличения чего-либо – стрелка вверх. Значение «положительно» или «отрицательно» можно заменить соответствующими математическими знаками «+» и «-».
  • Цифры. Цифры нежелательно прописывать буквами, проще ставить знаки.

Структурируйте информацию правильно

Грамотно структурированная информация в конспекте поможет быстро и легче сориентироваться в записях. Как создать правильную структуру конспекта?

  • Проставляйте даты, нумеруйте страницы и записывайте имена преподавателей.
  • Выделяется основные части конспекта (например, название курса, тема, заголовки и подзаголовки, ключевые слова по теме лекции, выводы и т.д.).
  • Между строками нужно оставлять отступы – это необходимо для внесения дополнительных примечаний.

Визуализируйте конспект по своему усмотрению

Чтобы суть конспекта была ясной и понятно, в нем рекомендуется использовать таблицы, графики, формулы, рисунки и т.д.

Добавьте цвета

Для выделения основных тезисов, терминов, вопросов и др. составляющих конспекта по теме лекции, можно использовать цветные ручки или маркеры. Но не стоит увлекаться – достаточно 2-3 оттенков.

Перечитывайте конспект

Для лучшего восприятия новой информации, конспект следует время от времени перечитывать:

  • Сразу после лекции. Это поможет быстро исправить ошибки, заполнить имеющиеся пробелы и завершить недописанные фразы.
  • В течение суток. Такой подход поможет закрепить полученную информацию, обнаружить новые детали, которые были не до конца понятны сразу после завершения лекции.
  • Перед началом новой лекции. Быстро перечитав конспект, студент освежит тезисы и определения по теме и закрепит полученные знания.

Подводите итоги каждой темы и лекции

Чтобы полученный материал лучше усваивался, рекомендуется написать сразу после лекции небольшое резюме-проверку знаний, ответив на следующие вопросы:

  • «Что я усвоил?»
  • «О чем рассказывалось в этом информационном блоке?»
  • «Что было самым важным в этом подзаголовке?»