Много студентов задаются вопросом о том, нужно ли писать конспекты и так ли это необходимо. Конспектирование материалов лекций – не только необходимость в угоду преподавателя, но и возможность качественно систематизировать знания, запомнив самую важную информацию по изучаемой теме.
Как быстро писать конспекты от руки
Попытка дословной записи монолога лектора – это бесполезное занятие для всех, кроме стенографисток. Основная задача студента в процессе составления конспекта – научиться грамотно записывать информацию в удобной и понятной системе для него самого.
Переводческая скоропись
Такая форма ведения конспекта свойственна последовательным переводчикам. Цель скорописи – передать причинно-следственную связь ряда событий, поэтому данный метод идеально подойдет для конспектирования материала по истории, литературе и др. гуманитарным дисциплинам. В этом случае, студент может использовать рисунки и условные обозначения, максимально точно передающие смысл информации лектора.
Метод Корнелла
Чтобы успеть законспектировать важную информацию, следует провести на странице две горизонтальные линии: одна из них служит заголовком, а другая – кратким пересказом лекции. В центральной части страницы нужно дополнительно начертить 2 колонки: с левой стороны – шире, с правой стороны – уже. В широкой колонке студент записывает конспект привычным способом, но оставляет пропуски между параграфами, чтобы потом их дополнить требуемой информацией. После того, как лекция закончилась, в левую колонку следует записать основные идеи, имена, даты и т.д. Чтобы закрепить усвоенный материал, рекомендуется повторно вернуться к конспекту через сутки после лекции и заполнить нижнее поле кратким пересказом.
Метод ментальных карт
С помощью данного способа, конспектирование материала начинается с центральной части страницы. Студент представляет лист бумаги, как круг, в центре которого указывается тема или главное понятие лекции, а в ответвленных кружках – определения. Мелкие круги следует располагать на разной удаленности от центрального круга: чем дальше кружки от центра, тем ниже их взаимосвязь с рассматриваемым объектом. Основная, важная и дополнительная информация отмечается разноцветными маркерами.
Смысловые блоки
Этот метод – нечто среднее между методом ментальных карт и методом Корнелла: тетрадный лист разделяется на несколько квадратов и в каждом из них описывается новая подтема.
Метод предложений
Суть метода заключается в записи каждого предложения с новой строки под порядковым номером. Такой подход поможет не тратить время на запись ненужной информации, а составить своеобразное оглавление. Номера основных предложений по теме работы следует выписать в самом конце, как итог лекции. Чтобы создать перекрестные ссылки на важную информацию, можно использовать фразы «см. предл. №…».
Поток сознания
Такой способ подойдет для креативных или ленивых студентов. Суть заключается в том, чтобы вести конспект, как обычно, но записывать свои догадки и идеи по теме лекции под звездочкой, как примечания.
Быстрее, еще быстрее: 4 простых лайфхака для быстрого письма
Ускорить процесс записывания лекционного материала помогут следующие лайфхаки:
- Правильный захват ручки. Если вы ведете конспекты дешевыми ручками с маленьким диаметром корпуса, откажитесь от них и перейдите на большие ручки с мягкими манжетами – это не только увеличит скорость письма, но и снизит усталость от записывания большого количества информации.
- Разгрузка запястья. В процессе письма и перемещения руки из стороны в сторону, следует использовать не только запястье, но и предплечье. Такой подход поможет избавиться от напряжений и боли в запястье.
- Правильная осанка. Часть предплечья не должна висеть над столом, а находиться на столе.
- Письмо двумя руками. Как бы парадоксально не звучало, умение писать двумя руками удобно, полезно и помогает развивать мозг. Тренировки нужно начинать с малого: сначала пользуйтесь компьютерной мышью другой рукой, затем пробуйте переворачивать ею страницы книги, подчеркивайте маркерами основные места конспекта и т.д.
Как писать конспект по параграфу: общие рекомендации
- Перед конспектированием, следует вначале прочесть параграф целиком и выделить основные мысли (формулы, идеи, определения и т.д.). Бездумно переписывать весь текст из учебника не следует: нужно своими словами кратко изложить содержание и подобрать соответствующие примеры (например, составить таблицу, по которой будет проще ориентироваться и т.д.).
- После прочтения информации, следует разбить ее в соответствии с приоритетом важности – это ускорит процесс написания конспекта в несколько раз.
- Использование схем, графиков, таблиц и др. наглядных материалов поможет быстро выделить основные понятия и стать подсказками к содержанию темы.
- Текст конспекта параграфа должен быть легким для восприятия, иметь логическую структуру.
- Если параграф большой и в нем много важной информации, рекомендуется ввести собственные словари сокращений и условных обозначений. Так вы сможете быстро и качественно записать всю ту информацию, которая необходима в первую очередь.
- Чтобы выделить основополагающие моменты конспекта в тексте работы, рекомендуется выделять их маркерами.
- Информация, которая уже известна, не записывается: основное внимание в конспекте уделяется только новой информации.
- При конспекте книги, не нужно бездумно переписывать все подряд: сначала выделите основополагающие моменты из главы или раздела, а потом запишите их в тетрадь своими словами.
Используйте сокращения
Своя собственная система сокращений поможет не запутаться в информационном потоке, исходящем от преподавателя. Поддать сокращениям и аббревиатурам можно часто повторяющиеся ключевые термины и устойчивые выражения, которые всем известны (например, «ф-я» - «функция», «ЦА» - «целевая аудитория» и т.д.). Какие виды сокращений можно дополнительно использовать в конспекте:
- Символы. Например, обычная стрелка вправо может заменить слово «следовательно», знак увеличения чего-либо – стрелка вверх. Значение «положительно» или «отрицательно» можно заменить соответствующими математическими знаками «+» и «-».
- Цифры. Цифры нежелательно прописывать буквами, проще ставить знаки.
Структурируйте информацию правильно
Грамотно структурированная информация в конспекте поможет быстро и легче сориентироваться в записях. Как создать правильную структуру конспекта?
- Проставляйте даты, нумеруйте страницы и записывайте имена преподавателей.
- Выделяется основные части конспекта (например, название курса, тема, заголовки и подзаголовки, ключевые слова по теме лекции, выводы и т.д.).
- Между строками нужно оставлять отступы – это необходимо для внесения дополнительных примечаний.
Визуализируйте конспект по своему усмотрению
Чтобы суть конспекта была ясной и понятно, в нем рекомендуется использовать таблицы, графики, формулы, рисунки и т.д.
Добавьте цвета
Для выделения основных тезисов, терминов, вопросов и др. составляющих конспекта по теме лекции, можно использовать цветные ручки или маркеры. Но не стоит увлекаться – достаточно 2-3 оттенков.
Перечитывайте конспект
Для лучшего восприятия новой информации, конспект следует время от времени перечитывать:
- Сразу после лекции. Это поможет быстро исправить ошибки, заполнить имеющиеся пробелы и завершить недописанные фразы.
- В течение суток. Такой подход поможет закрепить полученную информацию, обнаружить новые детали, которые были не до конца понятны сразу после завершения лекции.
- Перед началом новой лекции. Быстро перечитав конспект, студент освежит тезисы и определения по теме и закрепит полученные знания.
Подводите итоги каждой темы и лекции
Чтобы полученный материал лучше усваивался, рекомендуется написать сразу после лекции небольшое резюме-проверку знаний, ответив на следующие вопросы:
- «Что я усвоил?»
- «О чем рассказывалось в этом информационном блоке?»
- «Что было самым важным в этом подзаголовке?»