Грамотное оформление научной статьи упрощает публикацию исследования в выбранном журнале. Соблюдение стандартов к научным публикациям, а также требований и рекомендаций издания являются одними из основополагающих критериев качества публикуемой работы.

Требования ГОСТ к оформлению научной статьи

Чтобы правильно оформить научную статью по ГОСТу, следует придерживаться требований следующих государственных стандартов.

  1. ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;
  2. ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на европейских языках;
  3. ГОСТ Р 7.0.4-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления;
  4. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и другие ссылки.

Как оформить научную статью

Научная статья состоит из титульного листа, текста, в котором могут быть таблицы, цитаты на использованные источники, формулы, а также списка литературы, использованной при написании работы.

Титульный лист (при необходимости)

Титульный лист не является обязательным условием при оформлении научной статьи: зависит от требований редакции. Иногда достаточно краткого заглавия о работе. Если титульник все же необходим, ниже представлены требования к его оформлению.

  • В верхней части титульного листа указывается полное наименование организации, на базе которой составлялась научная статья.
  • По центру страницы указывается название образовательной программы подготовки (включая наименование кафедры, учебного курса автора работы и т.д.). После этой информации указывается название статьи, ФИО автора работы, ФИО научного руководителя (при наличии).
  • В нижней части титульника указывается год и город написания работы. В некоторых случаях, допускается указание ключевых слов по теме научной статьи и краткий текст аннотации (при необходимости).

Титульный лист научной статьи

Как оформить текст научной статьи

Текст научной статьи оформляется с учетом требований редакции журнала и предписаний ГОСТ.

Стандартные рекомендации к оформлению текста научной статьи:

  • Текст научной статьи печатается в текстовом редакторе Microsoft Word. Некоторые редакционные коллегии требуют сдачу в формате .doc.
  • Страницы текста не нумеруются (требование опциональное, зависит от условий научного журнала).
  • Рекомендуемые параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля – 2 см, левое – 2,5 см.
  • Используемый шрифт и кегль для набора текста научной статьи – Times New Roman, 12 пт.
  • Межстрочный интервал – 1,5.
  • Текст выравнивается по ширине, абзацный отступ – 1,25 мм или больше – зависит от требований.
  • Отступы выравниваются автоматически, клавиши «пробел», «tab» не используются.
  • При наборе текста следует проверять повтор пробелов: двойные, тройные пробелы недопустимы в научной статье.
  • Знак «тире» и «дефис» употребляются в контексте содержания научной статьи. Длинное тире является знаком препинания, короткий дефис – соединяет несколько частей слова.
  • При употреблении знака «минус», лучше использовать знак «тире». Пробел после него не проставляется.
  • Некоторые редакции журналов требуют использования знака умножения в формате «*» или «точки». Все это следует уточнить при сдаче материала в публикацию.

Как оформлять таблицы в научной статье

Если в научной статье использовались таблицы, к ним выдвигаются особые требования к оформлению.

  • Строение таблицы должно быть простым, легкочитаемым и удобным. Употребление многоэтажных заголовков и громоздких таблиц крайне нежелательно.
  • Подписи к таблицам могут составляться на разных языках – зависит от типа и контекста их содержимого.
  • Подписи к массивам данных указываются над таблицей и выравниваются по ширине.
  • Если в таблице мало текстовых данных, их указывают шрифтом Times New Roman, 11 пт.
  • Если научная статья публикуются в международном журнале, заголовки таблицы указываются на русском и английском языках.
  • На каждую таблицу в тексте научной статьи даются соответствующие ссылки (например, см. табл. 1).
  • Таблица располагается в тексте научной статьи сразу после ссылки на нее.
  • К каждой таблице составляется краткий заголовок и ее порядковый номер. Исключение – в научной статье используется только 1 таблица.
  • Для набора внутритабличного текста используется одинарный интервал.
  • Каждая графа таблицы снабжается собственным заголовком, а в ее шапке – расшифровка используемой единицы величины.
  • В таблице используются стандартные сокращения, использованные автором в научной статье. Графические условные обозначения не употребляются или употребляются очень редко.
  • Данные с дополнительными пояснениями помечаются специальными надстрочными индексами, которые выносятся в отдельную строку под таблицей. Дополнительные пояснения называются «Примечание».
  • Строки и графы таблицы, выходящие за формат листа, допускается разделять на несколько составляющих. К каждой составной части таблицы необходимо повторить заглавие и обозначения для переносимой части.
  • Если часть таблицы переносится на следующий лист, над продолжением с новой страницы упоминается фраза «Продолжение табл. ….» или «Окончание табл…».

Примеры оформления таблиц

примеры таблиц

Как оформить цитату в научной статье

Чтобы грамотно оформить цитирование в научной статье, автору исследования следует соблюдать ряд простых рекомендаций:

  • Цитаты из литературных источников – это дополнение к тексту исследования, которое развивает и дополняет его.
  • Заимствованная информация из одного и того же литературного источника приводится в одном и том же формате только единожды.
  • Текстовая фраза, приведенная дословно, указывается в квадратных скобках и сопровождается контекстной ссылкой. Это касается цитирования графического, математического и другого типа материала.
  • При оформлении подстрочной ссылки (сноски), в тексте указывается фамилия автора цитируемого источника, название научного труда, город выпуска и полное название издательства, год выхода в печать, а также номер страницы, на которой расположена цитата.
  • Если указывается название документа, статьи или книги, оно помещается в квадратные кавычки рядом с именем автора цитируемого источника или наименованием научного труда, откуда было взято заимствование.
  • Текст ссылки на цитируемый источник указывается тем же шрифтом, что и основной текст научной статьи. Текст сноски делается на несколько кеглей меньше, чем кегль шрифта основного текста исследования.
  • Цитирование делается в контексте с отрывком научной статьи. Часть текста, который исключается из цитирования, заменяется символом […].
  • Цитируемый текст, указанный с собственными кавычками, видоизменяется так, чтобы кавычки автора научной статьи отличались от источника заимствования.
  • Цитаты не указываются в начало абзаца или предложения.
  • Оборванные фразы нужно начинать или заканчивать многоточиями.
  • Вопросительные и восклицательные знаки проставляются внутри кавычек.
  • Цитаты, оформленные в придаточных предложениях и заканчивающиеся многоточием, указываются без точки в конце.
  • Прописная буква в цитировании проставляется в 2 случаях: цитируемый отрывок указывается в начале предложения или после вводных (вступительных) слов в текст научной статьи.

Как оформить источники в научной статье

Список литературных источников научной статьи размещается в конце документа. Он позволяет судить об объеме проделанной работы, глубине исследования, а также уровне подготовки автора к проведению исследования.

В перечень использованной литературы выносятся только те источники, на которые проставлены ссылки в основном тексте исследования. В библиографии не рекомендуется использовать отсылки на научно-популярные издания, рассчитанные на широкий круг аудитории, энциклопедии, справочники и другие материалы общественного доступа.

Библиография научной статьи формируется 4 способами:

  1. Хронологический. Сортировка литературных источников формируется по годам их издания. Подойдет для научных статей по истории и другим гуманитарным направлениям: такой подход поможет отследить развитие научных событий в соответствии с поиском решении исследуемой проблемы.
  2. Алфавитный. За основу сортировки берутся фамилии исследователей или названия информационных источников: зависит от выбора автора или требований редакции научного издания.
  3. По типам изданий. В этом случае, литература сортируется в порядке убывания важности: например, сначала в библиографическом списке указываются законодательные акты, а одними из последних в списке идут интернет-источники.
  4. Тематический. Такая сортировка актуальна при большом количестве справочных материалов. Подобный подход упрощает поиск требуемого источника в контексте с темой научной статьи.

Оформление литературных источников: примеры

оформление списка литератцры

Как оформить формулы в научной статье

  • Текст формул указывается в том же кегле, что и шрифт основного текста научной статьи. Данное правило действительно для всех формул, независимо от источника вставки в текст.
  • Некоторые редакции не разрешают оформление формул во встроенном редакторе Microsoft Word. Чтобы создать сложные многострочные уравнения, лучше использовать Microsoft Equation, Math Type.
  • Перенос длинных формул на новую строку можно только вместе со знаком операции. Разрыв формулы без переноса знака математической операции запрещается и считается грубой ошибкой.
  • Формула описывается в одном стиле. Смесь рукописного ввода и машинного стиля запрещается: нужно выбрать что-то одно.
  • Определения математических символов указываются в том порядке, в котором они приведены в формуле.

Примеры оформления формул

приме оформления формул

Пример, как оформлять научную статью

Чтобы получить представление о том, как оформлять научную статью, ознакомьтесь с примерами готовых статей, представленными ниже.

Образец оформления научной статьи