Любая научная работа (магистерская, кандидатская, докторская) состоит из конкретной структуры, регламентируемой ГОСТом. Несоблюдение основных требований по правильному оформлению  разделов, пунктов, параграфов и т.д. чревато дисквалификацией диссертации и тратой дополнительного времени на корректировку неточностей.

Любая научная работа (магистерская, кандидатская, докторская) состоит из конкретной структуры, регламентируемой ГОСТом. Несоблюдение основных требований по правильному оформлению  разделов, пунктов, параграфов и т.д. чревато дисквалификацией диссертации и тратой дополнительного времени на корректировку неточностей.

Как подготовиться к составлению структуры диссертации

Перед составлением структуры научно-исследовательской работы на соискание кандидатской/докторской ученой степени, автор учитывает три основных момента:

  1. Выделение главных вопросов, необходимых для детального изучения;
  2. Составление плана работы с учетом логической взаимосвязи отдельных глав, пунктов, подпунктов. Такой подход позволяет выстроить поэтапное решение основного вопроса, выработать требуемую тактику в создании соответствующей методологии, доказать эффективность полученных результатов исследования.
  3. Сопоставление плана со стандартной структурой диссертации, указанной в ГОСТе, внесение дополнительных корректив.

Общие требования ГОСТ к оформлению текста

  • Текст диссертационного исследования набирается в Microsoft Word, в режиме односторонней печати на стандартных листах формата А4.
  • Используемый шрифт – Times New Roman, кегль 12-14. Межстрочный интервал – 1,5.
  • Текст выравнивается по ширине, запрещается использовать дополнительные выделения (подчеркивания, курсив, полужирный и т.д.).
  • Размер полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее, верхнее – 20 мм.
  • Запрещается использовать функцию переноса слов в заголовках, текстах диссертации.
  • Заголовки разделов/подразделов указываются на той же странице, что и соответствующий им текст.

Как правильно составить структуру научной работы по ГОСТ

Оформление структурных единиц осуществляется по требованиям ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат. Структура и правила оформления».

Стандартная структура диссертационного исследования:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление (содержание)
  3. Введение
  4. Основная часть, состоящая из нескольких глав/разделов/пунктов
  5. Заключение
  6. Приложения (необязательно)
  7. Cписок терминов и список сокращений (необязательно)

Титульный лист

титульник

Титульный лист учитывается при подсчете общего числа страниц, но без простановки номера страниц. На первой странице диссертации указывается информация, необходимая для дальнейшей обработки, поиска информации о научно-исследовательской работы в известных библиографических базах (РИНЦ, Scopus, Web of Science).

Какие информационные сведения размещаются на «титульнике»:

  • полное название Минобранауки РФ и образовательной организации, на базе которой выполнялась работа;
  • статус диссертационного исследования «на правах рукописи»;
  • ФИО автора;
  • название научного труда;
  • шифр, наименование специальности в соответствии с Номенклатурой специальностей научных сотрудников;
  • ФИО куратора проекта/консультанта, данные об ученой степени/звании, занимаемой должности;
  • наименование ученой степени, на которую претендует соискатель, изучаемой отрасли;
  • год, город составления диссертации.

Для многотомных диссертаций составляется несколько титульных листов – по одному на каждый том. Порядковый номер тома обязательно указывается на «титульнике». Если научная работа составлена на иностранном языке, но защита будет проходить на территории РФ, автор составляет дополнительный титульный лист на русском.

Оглавление (содержание)

оглавление

В указанном разделе содержится полный перечень основных структурных единиц диссертации с обязательным указанием номеров страниц, на которых они размещены.

Заголовки в содержании (оглавлении) переносятся автором дословно, без сокращений и/или использования других формулировок. Последняя буква заголовка главы/пункта/параграфа соединяется отточием с номером соответствующей страницы в правой части страницы содержания.

В многотомных диссертациях оформляется несколько оглавлений. Первый том содержит общесобирательную информацию и един для всех томов научного труда.

Введение

В этой части диссертации автор в сжатой форме расписывает основополагающие моменты научной работы:

  1. актуальность, проработанность выбранной темы научного исследования
  2. цель, задачи
  3. научная новизна по сравнению с предыдущими результатами других ученых-исследователей
  4. теоретическая/практическая значимость диссертации для полноценного развития исследуемой научной отрасли
  5. краткое содержание разработанной методологии, необходимой для поиска решений поставленной проблемы
  6. описание положений, выносимых на процедуру защиты
  7. степень достоверности полученных результатов (апробация)

Пример Введения

введение 1

введение 2

введение 3

Основная часть

Данная структурная единица диссертационного исследования разделяется на несколько разделов/глав/параграфов, логически-взаимосвязанных между собой. Рекомендуемое количество подразделов – до 4 шт.

Каждый раздел/глава начинается с нового листа. Название структурных единиц располагается на новом листе. В конце заголовка точка не ставится.

Что указывается в тексте основной части диссертации?

  • Информация об обработке исходных данных
  • Развернутое описание выбранной методологии исследований
  • Поиск, систематизация инновационных решений, необходимых для устранения проблем в выбранной отрасли знаний
  • Критическая, обоснованная оценка полученных результатов по проделанной работе.

Заключение

В заключительной части диссертационного исследования, автор подводит общие итоги по промежуточным выводам глав/разделов, анализирует степень достижимости поставленных целей/задач по итогам исследований.

Примеры формулировок:

Основные результаты исследования

заключение 1

Научная новизна, итоги эмпирического/экспериментального изучения научной отрасли. 

заключение 2

Практическая/научная польза исследования

заключение 3

Апробация 

апробация

Список литературных источников (библиография)

Список информационных источников содержит библиографические записи всех документов, использованных при написании диссертации. Он размещается на отдельном листе сразу после окончания текста научной работы.

Существует 3 основных вида группировки библиографических записей – это хронологический, систематический, алфавитный.

  • Хронологический предполагает группировку библиографических данных в порядке выхода информационных материалов по теме исследования
  • Систематический (тематический) – это размещение библиографических записей по нормам установленной системы квалификации в выбранной логической последовательности
  • При создании алфавитного способа группировки, используются данные фамилий авторов или названий материалов. Если автором книги выступают ученые-однофамильцы, данные указываются в алфавитном порядке инициалов.

Литературные источники, указанные на иностранном языке, указываются после изданий на русском с использованием алфавита языка-оригинала.

Приложения

Наглядный материал по теме диссертации, вынесенный за пределы основного текста научной работы, указывается в приложениях. При большом количестве иллюстраций, фотографии, карты, диаграммы, схемы, графики и др. разрешается создать отдельный том с приложениями.

Для идентификации приложений используется сквозная нумерация арабскими цифрами. Отдельный том с приложениями имеет независимую нумерацию.

Автор создает ссылки на все приложения, использованные в диссертации. Приложения располагаются в порядке их упоминания в тексте научно-исследовательской работы и указываются в содержании (оглавлении) с порядковым номером страницы, заголовком.

Для диссертаций с многотомными приложениями, создается самостоятельный титульный лист и содержание.

Список терминов и список сокращений

Для узкоспециализированных диссертаций с большим числом специфической терминологии составляется отдельный список терминов с соответствующими пояснениями. Он размещается сразу после списка сокращений/условных обозначений (при его наличии) и указывается в содержании (оглавлении).

Термин указывается в перечне со строчной буквы, а его расшифровка/определение – с прописной литеры. Между термином и определением размещается двоеточие.

Список сокращений располагается перед библиографическим перечнем в форме столбца. В левой части указывается сокращение, а справа – его детальная расшифровка. Сокращения указываются в списке одним из двух способов: алфавитный порядок или первое упоминание в тексте. Наличие данного перечня указывается в содержании (оглавлении) диссертационного исследования.

Распространенные ошибки при составлении структуры научной работы

  1. Неправильное оформление заголовков (сокращения, римские цифры, необоснованный повтор названий некоторых структурных частей труда и т.п.).
  2. Ошибки в написании/оформлении основного текста. Каждая новая глава/подпункт начинается с новой страницы. При описании теоретической/практической составляющей используется научный стиль без орфографических, грамматических пунктуационных ошибок.
  3. Введение и заключение написано на основе заимствованных материалов других ученых без указания актуальности, новизны исследования. Считается распространенной ошибкой среди соискателей ученой степени, которая чревата отправкой текста диссертации на частичную или полную переработку.
  4. Некорректное оформление библиографического списка с нарушениями основных норм ГОСТ и методических рекомендаций образовательной организации.