Научно-исследовательская работа студентов – это поиск решений на поставленный вопрос. В ходе работы над документом, автор отбирает и анализирует литературные источники по теме работы, разрабатывает подходящую экспериментальную базу, проверяет доказуемость научных гипотез, выявляет закономерности исследования и обосновывает целесообразность применения полученных результатов в исследуемой области.

НИР: когда и кем составляется, сроки написания

В ряде случаев, НИР пишется в паре с куратором проекта. Научный руководитель подсказывает направления исследования, рекомендует актуальную литературу, проверяет уже готовую работу на отсутствие смысловых или орфографических ошибок и т.д. От автора НИР требуется умение грамотно анализировать информационные источники, создавать связный текст с логическими переходами между разделами, а также способность правильно использовать терминологию и отстаивать собственную точку зрения. В зависимости от специфики академических научно-исследовательских работ, на их выполнение отводится от одной учебной недели, семестра или года. Объем НИР зависит от ее особенностей: рекомендуемое число страниц для курсовой работы – около 50 страниц, для ВКР – не менее 70 листов и т.д.

Основные направления научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательские работы студентов в вузе условно разбиваются на 3 категории:

  1. Фундаментальные. В процессе написания НИР, студент знакомится с новыми теоретическими положениями по теме работы, а также ищет актуальные закономерности и взаимосвязь характеристик предмета исследования.
  2. Поисковые. Основная суть таких проектов – это поиск и разработка инновационных методов решения проблемы с учетом современных тенденций ее развития.
  3. Прикладные. Задача автора НИР – выявить суть научных проблем, создать новые способы решения (например, разработка уникальных инструкций, методик, механизмов и т.п).

Цель научно-исследовательской работы студентов

Цель НИР – это суть проблемы, то есть то, чему посвящено исследование, поэтому она совпадает с названием темы работы. В зависимости от направления работы и специфики исходных данных, цель может выражать следующее:

  • процесс исследования особенностей явления или его отдельных свойств;
  • тип взаимосвязи между компонентами объекта и научных понятий-постулатов, соответствующих теме НИР;
  • поиск подходящей методологии для решения проблемы;
  • процесс «жизнедеятельности» процессов, свойственных объекту исследования.

Задачи НИР: в чем они заключаются

Задачи научно-исследовательской работы формулируются после постановки цели. Основная их суть – это организация хода работы над НИР, необходимого для решения поставленной проблемы. Что учитывается при постановке задач?

  1. Решение поставленной задачи описывается в соответствующих главах или параграфах работы с одноименными названиями. Не рекомендуется дробить крупные задачи на мелкие – это усложнит ход исследования.
  2. При формулировке задач, автору рекомендуется разбить предстоящее исследование на несколько основных этапов. Существует правило: «Один этап = описание одной задачи».

Какие задачи решаются в академических НИР:

  • Изучение теоретической информации по теме исследования;
  • Создание новых моделей или образцов, позволяющих решить поставленную проблему;
  • Совершенствование навыков участия в научных дискуссиях;
  • Возможность практической реализации полученных результатов исследования и др.

Виды научно-исследовательских работ студентов

Академические научно-исследовательские работы разделяются на несколько основных видов – это рефераты, эссе, проекты, курсовые, дипломные и т.д.. К каждой из этих НИР, выдвигаются отдельные требования по написанию и оформлению со стороны вуза и ГОСТ.

Реферат

Реферат – это теоретическая научно-исследовательская работа студента. В зависимости от темы исследования, выполняется в форме письменного доклада или аналитического обзора. Автор учится искать подходящую информацию для раскрытия темы НИР, высказывать свою позицию по решению проблему, грамотно подводить итоги исследования.

Эссе

Суть эссе заключается в рассуждениях студента по определенной теме. Как и в случае с рефератом, тут предполагается поиск и изучение тематической литературы, но основной уклон – авторские умозаключения и впечатления. От автора требуется четкая постановка проблемы, умение ориентироваться в профессиональных терминах, грамотное оперирование фактами и статистическими данными в соответствии с темой работы.

Научный проект

Цель этого вида НИР – это проведение научных разработок, решающих поставленную проблему в исследуемой отрасли. Автор научного проекта самостоятельно разрабатывает экспериментальную базу, проводит требуемые расчеты и т.д. Научный проект можно условно разбить на 2 основные категории:

  1. Прикладная НИР. От студента требуется создать продукт, удовлетворяющий запросы исследования. Это может быть сервисное или программное обеспечение по теме работы, промышленная модель и т.д. В выводах автор указывает рекомендации о способах дальнейшего внедрения в изучаемую отрасль.
  2. Исследовательская НИР. Тут подробно анализируется проблемная ситуация с уклоном на дальнейшие выступления на научных конференциях. Исследовательский проект также можно успешно использовать для подготовки прикладной НИР.

Курсовая

Курсовые научно-исследовательские работы предполагают закрепление пройденного материала за учебный год и проверку уровня полученных знаний. На первом курсе студенты пишут теоретические курсовые работы. Постепенно, задания усложняются – старшекурсникам потребуется не только проанализировать актуальную литературу по теме работы, но и найти практическое решение рассматриваемой проблемы с помощью определенной методологии исследования, аргументировать полученные результаты и т.д.

Дипломная

В дипломной работе, выпускник демонстрирует уровень подготовки к дальнейшему ведению профессиональной деятельности. К этому документу выдвигаются высокие требования: оформление в соответствии с актуальными правилами ГОСТ и методичкой вуза, поиск актуального решения проблемы, подведение итогов и т.д.

Формы научно-исследовательской работы студентов

Формы научно-исследовательских работ подразделяются на индивидуальные и массовые. Массовые, в свою очередь, могут быть секционными, проходить в формате студенческих конференций или подготовке к публикациям в журнале.

Секционные

Тематические секции по направлению НИР помогают автору работы получить недостающий опыт и знания по исследуемой проблеме. Тут можно обсудить сложные вопросы, составить доклады, провести разные опыты, оформить заявку на грант и т д.

Конференции

В рамках студенческих конференций проще и веселее подготовить НИР, а затем выступить с докладом перед студентами или преподавателями. Такой опыт публичного выступления обязательно пригодится в дальнейшем.

Подготовка к публикациям

Написание статей по теме НИР поможет автору научно-исследовательской работы глубже понять особенности темы исследования и получить опыт публикаций в разных научных журналах. Формой научно-исследовательской работы студента не является работа в лаборатории, потому как занятия в ней требуют дополнительных умений знаний и навыков.

Организация научно-исследовательской работы студентов

Работу над НИР студента можно условно разбить на 8 основных этапов:

  1. Выбор темы и направления научно-исследовательской работы.
  2. Формулировка научной гипотезы.
  3. Планирование будущей работы над НИР.
  4. Характеристика предмета исследования.
  5. Ход проведения исследования.
  6. Составление текста работы.
  7. Анализ и оценка полученных результатов.
  8. Оформление и защита НИР.

Выбор темы и направления НИР

Если автор научно-исследовательской работы не выбирал тему из списка, предложенного кафедрой, а предложил собственную, нужно учитывать несколько факторов:

  • Понять суть исследования.
  • Проверить доступность актуальных литературных источников по теме.
  • Правильно сформулировать название работы.
  • Не выбирать узконаправленную тему – это приведет в тупик молодого исследователя и приведет к поиску нового направления.

Критерии правильности выбора темы для изучения в НИР:

  • Для студентов начальных курсов вуза: успешное повторение уже известных экспериментов, успешный анализ и систематизация специфической литературы, испытуемость метода при разных условиях, сравнительная характеристика нескольких методов решения поставленной проблемы и т.п..
  • Для студентов-старшекурсников: актуальность и новизна темы исследования, обоснованность выбора и т.д.

Формулировка научной гипотезы

Чтобы научно-исследовательская работа успешно прошла проверку, автору следует грамотно сформулировать научное положение, требующее теоретических или практических обоснований или подтверждений. Формулировка научной гипотезы составляется с учетом темы НИР.

Планирование объема работ

Развернутый план научно-исследовательской работы с четкой структурой упрощает работу над документом в несколько раз. Такой подход поможет правильно организовать процесс исследования и дисциплинировать студента вуза.

Характеристика предмета исследования, сбор данных

Существует несколько способов сбора данных о предмете исследования – это эмпирический и по вторичным источникам. Эмпирический метод позволяет собрать данные экспериментальным путем или посредством наблюдений. Исследование по вторичным источникам основано на анализе литературы и посредством наблюдения за предметом исследования.

Составление текста работы

Согласно стандартам ГОСТ, текст НИР разбивается на несколько частей: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Ход исследования, оценка полученных результатов

Ход исследования в НИР проводится по выбранной методологии исследования. Для этого, автор собирает требуемые данные для проведения экспериментов и т.д.

Анализ и оценка полученных результатов

Анализ полученных результатов осуществляется следующим образом: автор приводит список полученных достижений, дает их краткую характеристику, проверяет на соответствие поставленным цели и задачам, выносит рекомендации по дальнейшему применению в изучаемой отрасли.

Защита НИР, составление речи на защиту

В зависимости от вида научно-исследовательские работы, защита проходит перед участниками комиссии ГАК или тематических конференций. На выступление с докладом отводится до 20 минут: за это время, докладчик рассказывает об основных нюансах НИР, отвечает на вопросы комиссии и т.д.

Научно-исследовательская работа студентов: пример

Чтобы иметь наглядное представление о том, как будет выглядеть готовая научно-исследовательская работа, ознакомьтесь с примером. Пример готовой НИР (научно-исследовательской работы) студента