- Актуальность и научная новизна: основные различия терминов
- 8 признаков актуальности темы диплома в разных направлениях исследования
- Как правильно определить актуальность дипломной работы
- Как правильно обосновать актуальность диплома?
- Определяем уровень изученности поднятой проблемы в выбранной отрасли
- Выявляем список основных причин для необходимости проведения дальнейших исследований проблемы
- Указываем варианты практического применения результатов исследования
- Как написать актуальность дипломной работы: что нужно учесть студенту
- Что учесть автору диплома при написании актуальности?
- Рекомендуемые варианты фраз-клише для правильного составления текста актуальности диплома:
- Пример актуальности в дипломной работе
Актуальность исследования дипломной работы – это аргументированное обоснование основных причин выбора темы проекта и доказательство остроты/злободневности поднятых проблем в определенной научной отрасли. Актуальность дипломной работы описывается в разделе «Введение» и необходима в следующих случаях:
- Демонстрация важности и значительности рассматриваемой научной проблемы в выпускной квалификационной работе.
- Выявление актуальных способов решения проблем, возникающих в процессе исследования.
Актуальность и научная новизна: основные различия терминов
Актуальность объясняет главные причины выбора определенной темы исследования, поэтому требует доказательства в строгом соответствии с современным положением развития конкретной научной отрасли.
Научная новизна - это авторские нововведения при рассмотрении проблемы (открытие новых возможностей предмета исследования, доказательства непригодности предыдущих экспериментов на практике, разработка дополнительных решений и т.д.).
Актуальность работы обосновывается новизной результатов, полученных в ходе проделанных экспериментов. На основании этих решений, вырабатываются пути применения выявленных теоретических/практических закономерностей для определенных потребностей.
8 признаков актуальности темы диплома в разных направлениях исследования
- Интерес научного сообщества к рассматриваемой проблеме.
- Дискуссионность вопроса.
- Нужда отдельных социальных групп или общества в целом в поиске полноценного решения поставленной проблемы.
- Необходимость адаптации продукта/услуги к местным условиям (разработка ускоренных адаптационных методов и т.д.).
- Отсутствие практических наработок в сфере применения теоретических решений по рассматриваемой проблеме.
- Недостаточная изученность предмета исследования.
- Дефицит/отсутствие эмпирического материала, мешающий дальнейшей работе над поставленной проблемой.
- Нестабильные условия в социальной, экономической, политической или климатической сфере, принуждающие к поиску решений по модернизации ряда механизмов, подходов или процессов.
Как правильно определить актуальность дипломной работы
Для выявления и правильной формулировки актуальности ВКР, нужно учитывать некоторые особенности этого понятия:
- Неизученная тематика. Такая работа будет актуальной по нескольким причинам: отсутствие единой точки зрения и вариантов решения поставленной проблемы у ученых-исследователей, непроработанность рассматриваемого вопроса и т.д.
- Разработка практических решений для ряда теоретических исследований с целью дальнейшего внедрения в производство. Чтобы актуальность диплома была высокой, работа не должна передавать уже имеющиеся концепции или идеи, а содержать инновационные авторские разработки.
Если тема дипломной работы является логическим продолжением курсовых работ студента, актуальность можно почерпнуть оттуда. При условии, если тема не является продолжением курсовых работ, необходимо обратиться за консультацией к куратору проекта: научный руководитель должен посоветовать актуальные последние публикации по теме исследования и порекомендовать подходящие литературные источники для дальнейшего изучения.
Как правильно обосновать актуальность диплома?
Выявление актуальности темы проекта способствует увеличению уровня социальной значимости проведенного исследования.
Определяем уровень изученности поднятой проблемы в выбранной отрасли
Основная задача автора – систематизировать информацию из литературных источников по теме диплома (количество отечественных/зарубежных ученых, уровень их наработок в решении поставленной проблемы и т.д.). Если тема специфическая, необходимо сделать на этом акцент.
Выявляем список основных причин для необходимости проведения дальнейших исследований проблемы
После изучения информации по теме проекта, студент создает свой аргументированный перечень причин, например:
- несоответствие технологического прогресса современному развитию общества (предыдущие эксперименты устарели, неактуальны и т.д.);
- получение новых данных по текущей проблеме;
- выявление явных противоречий в результатах проведенных экспериментов (такой подход подойдет в случае использования разных методик при поиске решения или над выходом из ситуации участвовало несколько групп ученых-конкурентов);
- появление новых, аргументированных способов (подходит для обоснования актуальности в точных/гуманитарных науках и для расстановки акцентов по современной экономической ситуации в стране);
- неполные/некорректные или неточные итоги предыдущих теоретических/экспериментальных теорий по выбранной теме дипломной работы.
Для обоснованной аргументации приведенных причин, автор использует только конкретные информационные данные – статистические показатели, доказанные факты, не подлежащие сомнению.
Указываем варианты практического применения результатов исследования
Цель автора – привести неопровержимые доказательства значимости полученных опытов, а также указать основные сферы их использования согласно выбранной теме работы.
Как написать актуальность дипломной работы: что нужно учесть студенту
Перед формулировкой и написанием актуальности темы дипломной работы, нужно учесть 3 этапа аргументации этого понятия:
- Отыскать и обозначить проблемы рассматриваемого предмета исследования.
- Создать подробные характеристики проблемы, привязав их к имеющимся доказанным фактам.
- Правильно описать положительный эффект от перспективы использования будущих результатов исследования по теме диплома.
Что учесть автору диплома при написании актуальности?
- Рекомендуемая длина описания актуальности зависит от темы исследования: максимально допустимый объем – 1-2 страницы.
- В описании актуальности не следует приводить терминологию по теме исследования или рассматривать основные вопросы, связанные с проводимой работой. Суть задачи, стоящей перед автором дипломной работы, - сделать постановку проблемы и кратко раскрыть ее суть для исследуемой отрасли.
- Текст описания актуальности составляется в научном стиле, с использованием точных доказанных фактов. Тут запрещается описать неаргументированные оценочные суждения автора.
- При составлении текста об актуальности дипломной работы можно и нужно сопровождать ссылками на работы авторитетных ученых по исследуемому вопросу.
Рекомендуемые варианты фраз-клише для правильного составления текста актуальности диплома:
- …..актуальность определяется тем, что в данный период времени…
- В современном мире…. играет важную роль, потому что….
- В последнее время мы часто используем….не задумываясь над тем, что…
- Сегодня проблема с…. является одной из самых актуальных, потому что…
- Вопрос, связанный с….находится в фокусе внимания исследователей из-за…
- Тема является поводом для оживленных дискуссий, потому что….
- Проблема/вопрос …. имеет несколько противоположных мнений, из-за того, что…
- На данный момент времени ведутся споры/разделяются мнения по поводу…
Пример актуальности в дипломной работе
«Археологический эксперимент»
Актуальность темы. В современном мире эксперименты играют далеко не последнюю роль в археологии и иных науках. Число всевозможных экспериментов значительно возрастает с техническим прогрессом, так как современные технологии открывают перед учеными новые возможности.
С приходом экспериментальной археологии, исчезает множество догадок и темных пятен в исследовании материальной культуры древнего человека. Эксперимент в археологии, как и в любой другой исторической дисциплине, является сложным механизмом реконструкции прошлой исторической действительности. Специфика подавляющего большинства научных изысканий заключается в том, что исследователи оперируют ограниченными "осколками" культуры, сохранившимися до настоящего времени. Которые, как правило, представляют собой материальные остатки жизнедеятельности человека, основываясь на которых исследователь старается "реконструировать" все сферы бытования культурного сообщества.
Эксперимент - это своеобразная попытка увидеть, по меньшей мере, часть общей картины реалий древности посредством реконструкции её отдельных фрагментов, недостающих в общей "мозаике" источника. Таким образом, эксперимент можно назвать инструментом, проверяющим авторскую исследовательскую версию реконструкции археологического источника.
Современный этап экспериментальной археологии требует комплексного подхода к самой процедуре экспериментирования, включающего в себя ряд методов, начиная с субъективного видения модели и заканчивая одним из уровней экспериментального тестирования. Поэтому реконструкция и моделирование древних производств является одной из актуальных проблем, вызывающих особый интерес исследователей самой разной специализации. Таким образом, реконструкция объекта может стать более информативной, чем сам объект.
В настоящее время археологический материал исследуется с применением большого количества естественно-научных методов: спектральный, атомно-эмиссионный, рентгено-флуоресцентный анализы, позволяющие определить состав металла; метод радиоуглеродного датирования (С14); дендрохронология; трасология; всевозможные почвоведческие анализы, позволяющие определить насыщенность культурного слоя органическими остатками, не сохранившимися до настоящего времени; данные антропологии, палеоботаники и палеозоологии и т.д. существенно расширили возможности современной археологии, по сравнению с предыдущими десятилетиями.
Однако не один из вышеперечисленных методов не позволяет с полной уверенностью говорить о том, каким образом был выполнен тот или иной артефакт, какие технологии использовал древний человек для того, чтобы сделать металлические, каменное или костяное орудие.
Ответ на данный вопрос позволяет дать только совокупность методов, главным среди которых можно назвать эксперимент.