Введение дипломной работы – это вступительная часть документа, раскрывающая схему проведенного исследования (актуальность, рассматриваемый предмет/объект, цель/задачи, гипотеза, использованная методология, результаты). Рекомендуемый объем данного раздела – 2-5 страниц формата А4.

Основные требования ГОСТ, выдвигаемые к введению для дипломной работы

Введение ВКР оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Требования к введению диплома:

  1. Текст набирается односторонней печатью на стандартных листах формата А4.
  2. Рекомендуемый объем введения: 3-5 страниц.
  3. Шрифт печати: Times New Roman, 14 кегль.
  4. Размер междустрочного интервала: 1,5 мм.
  5. Величина отступа от красной строки – 125 мм.
  6. Размеры полей: верхнее/нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм.
  7. Нумерация страниц осуществляется в нижней части листа в центральной части строки арабскими цифрами.
  8. Название структурной части ВВЕДЕНИЕ располагается посередине строки в верхней части листа прописными буквами. Точка в конце слова не ставится.
  9. ГОСТ разрешает использование полужирного выделения или курсива отдельных фраз/словосочетаний во введении. Подчеркивание нежелательно.
  10. Условные обозначения, сокращения необходимо расшифровывать сразу после первого упоминания в тексте.
  11. Если дипломная работа посвящена поиску решений технических проблем, во введении иногда разрешается использовать иллюстрации, формулы, таблицы, графики и др. наглядный материал, раскрывающий основную суть документа. Весь материал, вынесенный во введение, оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.
  12. Если во введении есть ссылки на список литературы, они оформляются в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника. Сноски располагаются за пределами нижнего поля и обозначаются порядковыми номером в верхнем индексе.
  13. ГОСТ предусматривает использование во введение нумерованных/маркированных списков, оформленных в соответствии со стандартными требованиями.
  14. Текст введения должен быть равномерно контрастным, все символы и буквы хорошо и отчетливо читаться.
  15. В тексте введения запрещено небрежное оформление, а также орфографические и пунктуационные ошибки.

Как написать введение в дипломе

Введение составляется после написания основной части диплома. Состоит из 8 основных структурных единиц, разбитых на абзацы/нумерованные списки по теме диплома.

Что должно быть во введении дипломной работы?

1. Определяем и описываем актуальность

Актуальность темы диплома – это важность, значимость поднятой проблемы. Объем этого подраздела – до 1,5 листов.

Основные задачи автора в данной части:

  • показать аргументированную необходимость проведения исследований;
  • обоснованно раскрыть реальные потребности изучения предмета;
  • теоретическая/практическая доработка имеющихся свойств.

Для правильного составления актуальности, разрешается использовать некоторые речевые обороты, например «Актуальность проекта в том, что…», «Изучение указанной темы актуально по нескольким причинам…».

2. Выявляем объект/предмет исследования

Объект исследования в дипломе – это отдельно-взятая область/социальное явление, всесторонне отражающее проблемную ситуацию в современном обществе.

Предмет исследования (изучаемый процесс) указывается после характеристик объекта.

Задача автора – кратко описать суть объекта, предмета, как в приведенном примере.

Пример. Объект исследования – подростки 13-летнего возраста. Предмет исследования – особенности поведения подростков 13-летнего возраста.

3. Ставим цель и задачи

Согласно основной структуре дипломного проекта, цель – это окончательный результат проведенной исследовательской деятельности.

Задачи упрощают путь достижения цели, поэтому им посвящены параграфы или главы – зависит от рассматриваемой темы. Рекомендуемое количество – до 5 шт. Они отображаются в выводах, рекомендациях, заключении.

При составлении введения, задачи формулируются с помощью следующих слов: «проанализировать», «раскрыть», «исследовать», «выявить», «уточнить», «систематизировать», «разработать» и т.д.

4. Аргументируем степень разработанности исследуемого направления в литературе

В этом разделе введения, автор перечисляет фундаментальных ученых (основных авторов), труды которых были рассмотрены в процессе работы над дипломной работой. В некоторых случаях, эта часть введения может называться «Теоретическая база исследования». Рекомендуемый объем данного раздела – 2-3 абзаца по 4 предложения в каждом.

Что лучше указать в данной части диплома:

  • Список отечественных и зарубежных авторов и названия их работ, упомянутых в списке литературных источников, а также в первой главе диплома. Книги, статьи, монографии и другие труды указанных авторов должны были быть опубликованы не позднее, чем за 3-5 лет от момента написания дипломной работы.
  • Речевые клише-шаблоны, предусмотренные для аргументации степени разработанности: «Рассматриваемая проблема/тема/направление является достаточно разработанной/недостаточно разработанной учеными-предшественниками». «Основными/фундаментальными авторами в данной отрасли можно назвать…».

5. Формулируем рабочую гипотезу

Рабочая гипотеза для дипломного проекта является желаемым результатом, который предполагается достигнуть после написания документа.

Упростить формулировку гипотезы поможет несколько фраз (на выбор автора): «возможно, если», «будет эффективно работать при условии/наличии», «создание модели/агрегата обеспечит» и т.д.

6. Выявляем будущие методы исследования

Методы (методология) – это способы познания/изучения предмета.

Во введении автор перечисляет использованные приемы анализа, например:

  • изучение, обобщение, анализ литературы по теме проекта;
  • интервьюирование респондентов для социального опроса;
  • моделирование механизма/агрегата;
  • теоретический/практический анализ и синтез;
  • обобщение, классификации;
  • проведение аналогии

7. Описываем научную новизну/практическую значимость поставленной проблемы

Формулировка научной новизны во введении зависит от типа диплома (теоретический/практический) и характера темы проекта.

  1. Теоретическая направленность – описание новшеств в методику исследуемого объекта/предмета.
  2. Практическая направленность – результат, полученный впервые, подтверждение/обновление/развитие имеющихся научных представлений по теме диплома.

Описание практической значимости прямо пропорционально зависит от определения научной новизны, поэтому является основной частью данного раздела.

8. Составляем краткое описание общей структуры текста

Структура дипломной работы указывается в конце этой части по примеру, приведенному ниже.

«Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются общие классификации гражданско-правовых договоров.

Вторая глава посвящена делению договоров на отдельные виды.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».

9. Подытоживаем и делаем заключение

Заключение включает в себя результаты проведенного исследования и формирование окончательных выводов по теме дипломной работы. 

Как правильно написать и оформить заключение в дипломе?

Распространенные ошибки, встречающиеся при написании введения дипломной работы

Во избежание исправлений или многократных переделок этой части диплома, рекомендуется ознакомиться с часто-встречаемыми ошибками.

  1. Путаница/незнание основной терминологии по теме документа. Устраняется детальной структуризацией материала, изучением расшифровки каждого термина.
  2. Большой объем, превышающий допустимые параметры в несколько раз. Перед сдачей, текст внимательно вычитывается на наличие повторов, громоздких словесных конструкций. Убрав лишнюю «воду», можно избавиться от нескольких страниц ненужных данных.
  3. Несоответствие структуры введения основному тексту диплома. Рекомендуется иметь под руками шаблон, придерживаясь его.
  4. Злоупотребление терминами, не относящимися к теме документа. Чревато снижением оценки за проект, поэтому не следует «маскировать» слабые места документа подобными научными терминами.
  5. Полное/частичное заимствование текста введения из других источников. Строго карается преподавателями, вплоть до полной переделки документа.
  6. Отсутствие логической взаимосвязи с основной частью проекта. Самая распространенная ошибка многих выпускников. Чтобы ее избежать, рекомендуется писать введение только после внимательного прочтения всего текста несколько раз.
  7. Неправильное составление структуры, отсутствие обязательных пунктов (гипотеза, методология и т.д.).
  8. Использование неактуальной, устаревшей информации. Студент выбирает материалы только из официальных/достоверных источников со сравнительными значениями не старше двух лет. Скачивание/списывание похожих документов не поможет добиться желаемого результата.
  9. Текст введения составлен до написания основной части.
  10. Несвоевременное внесение поправок, рекомендуемое преподавателями выпускающей кафедры. 

Пример введения к дипломной работе по маркетингу (тема «Реализация продукции»)

Реализация произведённой продукции является завершающим этапом кругооборота ресурсов предприятия. Мы должны особое внимание уделять рынкам сбыта продукции, каналам реализации, привлекать платежеспособных покупателей. Основным источником расширенного производства, его текущей деятельности по своевременным расчётам с работниками, бюджетом, поставщиками сырья и другими является выручка от реализации продукции. Поэтому точность и своевременность учёта доходов от реализации и себестоимость реализованной продукции позволяют определить перспективы развития предприятия и внести на основании данных учёта соответствующие коррективы в его производственно-хозяйственную деятельность, что позволит повысить показатели эффективности его работы. В этом мы видим актуальность темы работы.

Целью дипломной работы является изучение учёта и анализа реализации продукции и путей их совершенствования.

Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции;

- определение влияния как объективных так и субъективных факторов на объём реализации продукции;

- выявление резервов увеличения объёма реализации продукции;

- оценка работы предприятия по использованию возможности наращивания объёма реализации продукции;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объектом исследования является Азовский ЛВЗ

Предметом исследований выступает учётно-аналитический процесс реализации продукции на указанном предприятии.

Исходными данными для написания работы послужили материалы первичного, аналитического и синтетического учёта, годовой отчётности Азовского ЛВЗ за 2010 – 2014гг.

Теоретической основой выступают труды учёных экономистов, бухгалтеров практиков по учёту реализации продукции, а также нормативная и справочная литература.

При выполнении работы использовались методы монографический, статистический, графический, табличный, балансовый.