Диссертация – это научно-исследовательская работа, необходимая для получения кандидатской/докторской ученой степени. Рекомендуемый объем документа – 120-150 стр (без учета приложений).

С чего начать написание диссертации?

Существует 10 основных шагов, предшествующих написанию кандидатской/докторской диссертации и без которых невозможно начать проведение исследовательской работы:

1.Выбираем научного руководителя.Требуемого специалиста можно выбрать самостоятельно или дождаться официального назначения от диссертационного совета.Каким должен быть куратор проекта:

  1. внимательность к соискателю, его научным разработкам;
  2. ответственность при принятии важных решений;
  3. требовательность к правильному оформлению/написанию диссертации;
  4. заинтересованность достижения хорошего результата;
  5. наличие опубликованных работ (монографий), непосредственно связанных с темой, выбранной соискателем (необязательно, но желательно).

2.Подбираем диссертационный совет

Диссертационный совет – это специализированный орган, созданный на базе вуза/научного сообщества. Его основные задачи сводятся к рассмотрению кандидатских/докторских трудов, вынесенных на процедуру защиты и утверждению искомой ученой степени. Право самостоятельного поиска соискателем экспертной структуры распространяется только на диссоветы, уполномоченные проводить защиту по паспорту специальности, соответствующему направлению выполненной научной работы. Информация по всем диссертационным советам доступна соискателям на официальном интернет-сайте Высшей Аттестационной Комиссии. График работы/требования выбранной структуры уточняется по контактным данным (электронная почта, телефон, адрес). Диссертационные советы с приостановленной деятельностью не имеют права рассматривать аттестационные дела. Основные причины прекращения полномочий таких органов – нарушения правил Положения о диссоветах или несоответствие государственным требованиям.

3.Получаем финансирование на работу

Перед началом работы над диссертацией, соискателю рекомендуется найти источники финансирования.
Основные причины получения дополнительных денежных средств:
- проведение необходимых исследований;
- командировки по стране и вне ее пределов для сбора/поиска нужного материала;
- приобретение редких информационных источников;
- оплата материалов для проведения экспериментов по теме труда;
собственное содержание на период написания диссертации.

Для выяснения возможности финансирования и основных требований для его выдачи, автор обращается к заведующему собственной кафедры. Большинство учебных заведений выдает стипендии или гранты талантливым соискателям, как поддержку в освещении актуальных тем по ряду научных отраслей.

4.Подбираем код специальности по паспорту

Паспорт специальности ВАК – это разновидность классификаторов с обозначениями кодов специальностей. На официальном сайте комиссии, соискатель ознакомится с обновленной информацией по первоисточникам шифров и последней редакцией самих паспортов.

Место защиты будущей диссертации для получения ученой степени зависит от правильности выбора соискателем необходимого паспорта.

5.Определяем объект/предмет исследования

Объект и предмет подбираются соискателем уже после анализа паспорта специальностей ВАК. Объектом является часть научной отрасли с малоизученными процессами и явлениями, играющими большую роль в развитии современного общества. 

6.Выявляем актуальность

После выбора объекта/предмета, соискатель аргументировано рассматривает актуальность поднятых вопросов. Для этого проводится оценка своевременности будущих экспериментов, а также необходимость в поиске решений имеющихся проблем.

7.Выбираем тему будущей работы

Выбор темы труда зависит от рассмотрения основных свойств у предмета исследования, подтверждения актуальности будущей работы.  Правильная формулировка объекта/предмета упростят поиск необходимого названия.

8.Формируем рабочую гипотезу, цели и задачи

Формирование рабочей гипотезы, ее аргументированность позволяют автору осуществить прогноз ожидаемых результатов от будущих исследований. Полученные итоги подтверждаются/опровергаются в процессе защиты диссертации

Формулировка целей, задач работы упрощает достижение прогнозируемого результата экспериментов.
Основные правила постановки цели и задач:
1) цель указывается в названии научного труда и может быть только одна;
2) формулировка темы с целью работы объединяет итоги экспериментов вместе с научной проблемой;
3) дна из задач содержит описание проблематики предмета исследования с уклоном на материалы, опубликованные по теме работы;
4) характеристики другой задачи – это постановка вопроса, связанного с поставленной проблематикой;
5) текст последней задачи побуждает к необходимости дальнейшего проведения практической деятельности.

9.Анализируем выбранные информационные источники

Для объективного, последовательного отражения материала, анализируются работы отечественных или зарубежных авторов, полностью соответствующие теме диссертации. Основная задача – это определение списка недостаточно-исследованных вопросов в выбранной отрасли.

Советы по изучению/отбору необходимого материала.
Перед цитированием представленной информации, вначале отбираются работы, направление которых полностью соответствуют теме труда.Научная обоснованность отбора литературы – основополагающий фактор для успешного написания диссертации.

Достоверность первоисточников, их целевое назначение, характеристика их информации прямо пропорционально влияют на достоверность приведенных научных фактов.
Тщательная регистрация изученного материала упрощает группировку необходимых литературных источников для их дальнейшего сопоставления, сравнения и т.д.

10.Выбираем методологию будущей работы

Методология, как совокупность соответствующих способов/методов, необходима для достижения желаемых результатов в процессе исследования.
Существует две основные категории методов:
- специальные;
- общенаучные (экспериментальные, теоретические).

Подбор необходимой методики зависит от типа специализированной литературы, использующейся для определенных научных областей. Такой подход максимально упростит подход к решению поставленной цели и задач.  

Основные структурные единицы диссертационного исследования

Любая научная работа состоит из 7 основных частей – это введение, основная часть (1,2,3 глава), выводы, список литературных источников, приложения (при необходимости).

  • Введение (2-7 стр.) В этой части работы, автор аргументировано обосновывает собственный выбор темы исследования, ее своевременность изучения, делает акцент на научное новшество проведенных экспериментов, теоретическое/практическое значение проделанной работы.
  • Первая глава (21-42 стр.) Задача соискателя – составить литературный обзор на основе анализа информационных источников по теме работы. В заключение главы выводятся рабочие гипотезы, цель/задачи исследования. Если тема диссертации затрагивает несколько проблем одновременно, то эту главу целесообразно разбить на несколько дополнительных параграфов с нумерацией 1.1, 1.2 и т.д.
  • Вторая глава (9-11 стр.) Эта часть диссертации содержит подробное описание рабочей методики (изложение сути эксперимента, его полное описание, перечень использованной аппаратуры и т.д.). Цель соискателя – составить текст так, чтобы при его прочтении не возникало вопросов по алгоритму проводимых исследований.
  • Третья глава (61-91 стр) Здесь автор отображает полученные результаты исследований в наглядной форме (таблицы, иллюстрации, графики с подробным описанием каждого опыта). Из-за большого объема информации, рекомендуется разбить главу на отдельные параграфы или добавить дополнительную, четвертую главу (актуально для диссертаций технической направленности).
  • Выводы. Количество выводов прямо пропорционально числу поставленных задач. В некоторых работах (специфические тематики), на каждую задачу выходит по два вывода.
  • Список литературных источников. В этом разделе, соискатель указывает в алфавитном порядке отечественные/зарубежные труды, использованные в процессе подготовки диссертации.
  • Приложения. Являются необязательной частью квалификационной работы, и состоит из данных, не вошедших в основной объем текста документа. При большом количестве данных, приложения разделяются на несколько категорий с присвоением собственного порядкового номера каждому из них. Публикации научных статей в рецензируемых ВАК-изданиях по теме диссертации – обязательное условие для рассмотрения научной работы и получения допуска к защите!

Автореферат: основные сведения о документе

Автореферат – это документ, кратко излагающий основные положения кандидатской/докторской научной работы, поэтому без его наличия диссертацию не допустят к процедуре защиты. Количество страниц не должно превышать 15% от общего объема исследовательского труда.

Подробнее о том, как написать автореферат в нашей статье.

Документ начинается с краткой аннотации в один абзац (до десяти строк печатного текста). Автор в сжатой форме описывает суть документа, особенности объекта/предмета, рассмотренного в диссертации и основные задачи. Перечень опубликованных научных работ обязательно включается в аннотацию.

Автореферат состоит из 3 основных частей: общая характеристика, основные положения исследования, заключение.

  1. Общая характеристика Автор рассказывает об актуальности темы работы описанием ее программы, представляет читателям данные про выбранный объект, указывает основную цель работы и ее практическую значимость в конкретной научной отрасли.
  2. Основные положения Цель соискателя – поглавно раскрыть суть структуры диссертации в соответствии с поставленными задачами, сделать мини-заключение по каждой из них.
  3. Заключение (выводы) Основная часть автореферата, где указываются результаты полученных исследований, выводы по задачам и рекомендации к применению на практике.

Как написать автореферат правильно?

Ускорить составление автореферата в несколько раз помогут 4 рекомендации:

  • текст документа легче создать, если работа над ним совпадает с написанием диссертации;
  • используется исключительно научный стиль изложения (краткость и четкость представления информации – обязательные условия);
  • материал излагается только от третьего лица;
  • нумерация страниц – сквозная, с учетом лицевой/оборотной части титульного листа.

Отпуск для написания диссертации: нужен ли он и как получить?

Если автор труда учится в аспирантуре заочно и официально работает на предприятии, ему полагается ежегодный тридцатидневный отпуск на весь период написания диссертации. При большой удаленности проживания от вуза, соискатель имеет право на оплачиваемый проезд и выделение дополнительных дней на поездку в учебное заведение.

Получить годовой отпуск на написание диссертации с сохранением рабочего места имеют право педагоги или работники научных организаций. Основное условие получения отпуска для этой категории лиц – непрерывный десятилетний стаж в образовательной/научной сфере.

Для оформления документов на отпуск, соискатель обращается в отдел кадров с заявлением соответствующего образца и справкой о прохождении учебы в аспирантуре.

6 практических рекомендаций по написанию текста научной работы

  1. Выбор удобного времени для написания диссертации, грамотное распределение общего объема ускорит работу.
  2. Своевременное, четкое выявление возможностей решения поставленных проблем упрощает проведение дальнейшей исследовательской деятельности.
  3. Составление календарного плана, пошаговая формулировка основных вопросов работы легче донесут главную идею труда читателям (ориентировочный объем – 20-25 слов).
  4. Основные научные проблемы всегда формулируются до начала экспериментов. Перед составлением текста кандидатской/докторской диссертации, соискатель задает себе вопрос «Что конкретно я хочу доказать/показать этой работой?».
  5. Раздел, посвященный методологии, описывается максимально емко и грамотно, с акцентом  на главные моменты.
  6. Использование цитат важно при составлении любых диссертаций. Основные их назначения – максимально точная передача авторской мысли, иллюстрация собственных умозаключений по теме труда.  При указании прямых цитат в тексте, обязательно проставляются кавычки («») с внутритекстовой ссылкой.

Кандидатская и докторская диссертация: в чем разница?

Существует несколько принципиальных отличий между кандидатской и докторской научной работой.

Кандидатская

Представляет собой фундаментально-прикладное исследование. Основная задача такой диссертации – эксклюзивное решение поставленных научных задач, необходимых для решения проблем/развития определенной отрасли.  Работа также может содержать инновационные технологические разработки (зависит от тематики исследования).

Докторская

Этот научный труд – результат комплексной работы по исследуемой проблемной тематике. Суть такой диссертации – внесение весомого практического/теоретического вклада в масштабное развитие  определенной научной области.

Примечание. Основное правило структуры для  диссертационного исследования – внутреннее единство и логическая взаимосвязь разделов. Требования к работе – наличие новых положений, научных результатов, свидетельствующих о личном вкладе соискателя в выбранную научную область.

Практические советы по работе над диссертацией

Кроме основных требований ВАК и ГОСТ по оформлению научной работы, соискателю рекомендуется придерживаться нескольких правил составления текста.

  • Четкая формулировка схемы работы (составление обычного плана и плана-конспекта с подробным описанием будущего труда).
  • Определение основных целей, задач диссертационного исследования;
  • Выявление возможностей для решения проблем, которые могут возникнуть при написании диссертации (ликвидируется с помощью плана);
  • Описание сути научного труда в кратком письме для читателей (ориентировочная длина – 25 слов);

Текст диссертации составляется грамотно, логически - связно и структурировано с основным акцентом на предмет исследования. Методы, материалы исследования, эксперименты, сведения и факты описываются сжато, лаконично (используется научно-технический стиль оформления и специальная терминология).

Совет автору! Для максимального раскрытия темы научной работы, устранения исследуемой проблемы, автор выявляет основные вопросы и формулирует необходимые исследования.

Ориентировочная структура научной работы

Рекомендуемая структура рукописного и печатного варианта диссертации:

  • титульный лист;
  • оглавление/содержание;
  • список сокращений и условных обозначений (при наличии);
  • введение;
  • основная часть (до 4-5 глав);
  • практические рекомендации и выводы;
  • список литературы;
  • приложения (при наличии).

Как написать первую главу диссертации

В первой главе научной работы, автор анализирует список использованных источников и составляет литературный обзор по выбранному направлению исследования. Рекомендуется дать объективную оценку рассматриваемому вопросу и найти способы решения «уязвимых мест» отрасли. В конце главы указываются цели, задачи, основные положения, выносящиеся на защиту научной работы.

Примечание. Если тематика диссертационного исследования рассматривает сразу несколько проблем, следует разделить первую главу на несколько структурных единиц (параграфов).