- Основные особенности диссертации по педагогике: в чем они заключаются
- Как подготовиться к написанию магистерской по педагогике: с чего начать?
- Как написать магистерскую диссертацию по педагогике: что для этого нужно
- 1. Выбираем тему исследования
- 2. Составляем план работы над диссертацией
- 3. Подбираем и анализируем литературные источники по исследуемому педагогическому направлению
- 4. Прорабатываем будущую структуру магистерской по педагогике
- 5. Подводим итоги в заключении
- 6. Составляем список использованных литературных источников
- 7. Формируем и оформляем автореферат по теме магистерской
- Кандидатская диссертация по педагогике: нюансы и особенности работы над документом
- Как организовать работу над кандидатской диссертацией по педагогике и избежать ошибок?
- Докторская диссертация по педагогике: как найти правильный подход к созданию фундаментального научного труда
- Пример диссертации по педагогике
Диссертация по педагогике – это работа, посвященная изучению процесса обучения, его роли в становлении личности на разных жизненных этапах. Успешно-сданную/защищенную диссертацию можно впоследствии использовать в качестве методического пособия.
Помощь в написании диссертации по педагогике могут оказывать несколько факторов: детальное изучение работ ученых-предшественников, личный вклад соискателя ученого степени в учебно-воспитательный процесс, посещение тематических конференций и т.д.
Основные особенности диссертации по педагогике: в чем они заключаются
Основные особенности магистерских, кандидатских, докторских диссертаций по педагогике заключаются в наличии следующих пунктов:
- Детальное описание проблемных областей исследования на основе логических примеров и задач, применимых к педагогике.
- Название работы, в котором четко, лаконично отражен исследуемый вопрос.
- Характеристика объекта/предмета исследования.
- Описание цели, задач диссертации в соответствии с особенностями рассматриваемой педагогической отрасли.
- Постановка и обоснование научной гипотезы: описание методов, использованных при ее доказательстве, процесс доказательства на основе изученных литературных источников.
- Формулировка выводов и составление заключения по проделанной работе.
Как подготовиться к написанию магистерской по педагогике: с чего начать?
Что нужно учесть автору перед написанием магистерской диссертации по педагогике:
- Начинать работу над магистерской по уже знакомому направлению исследования нужно примерно за месяц до официальной даты защиты. Если магистрант пишет диссертацию по той же теме, что и дипломная работа, это существенно сэкономит ему время. За 2-3 недели выпускник успеет обновить текст ВКР, пересмотреть информационные источники на наличие новой актуальной информации по рассматриваемой теме, получить новые результаты исследования по выбранной методологии и т.д.
- Полноценное исследование новой научной проблемы по педагогике начинается за полгода до даты официальной защиты или ранее. Чтобы понять сроки подготовки, написания и оформления работы на ранее не изученную тему, диссертанту рекомендуется заблаговременно начать изучать литературные источники и составить примерный план работы над диссертацией.
Как написать магистерскую диссертацию по педагогике: что для этого нужно
Написание магистерской диссертации по педагогике состоит из 7 основных шагов – это выбор темы, составление плана работы над документом, подбор и анализ подходящих информационных источников, разработка будущей структуры работы, подведение итогов, оформление списка использованной литературы, написание автореферата по теме исследования.
1. Выбираем тему исследования
Актуальная тема магистерской по педагогике выбирается соответственно профилю специальности магистранта. В ряде образовательных организаций допускается выбор темы работы с учетом исследовательских/познавательных возможностей выпускника магистратуры.
При обучении в магистратуре тему будущего научно-квалификационного труда в первую очередь обсуждают с научным руководителем. Он поможет уточнить круг вопросов, актуальных для кафедры, и подскажет, работы каких ученых стоит просмотреть для ознакомления с результатами подобных исследований. Если же тему выбирает соискатель, то самыми актуальными на сегодняшний день считаются следующие примеры диссертаций по педагогике:
- Влияние интернета на социальные и морально-духовные ценности студентов и молодежи.
- Воспитание ответственности среди школьников из неблагополучных семей.
- Коррекция профессионального консерватизма и готовность педагога к инновационной деятельности.
- Современная детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях.
- Опыт педагогической работы с молодежными субкультурами.
- Использование интенсивных технологий обучения в высших учебных учреждениях.
- Формирование специфических профессиональных навыков у будущих учителей сельской школы.
2. Составляем план работы над диссертацией
План работы над диссертацией помогает автору работы правильно распределить объем магистерской по педагогике в соответствии с требованиями к каждому разделу.
Структура документа соответствует структуре магистерского исследования и состоит из нескольких частей: введение, основная часть (разбитая на теоретическую/практическую главу), заключение, список использованных литературных источников, приложения (при необходимости), автореферат по теме диссертации. В дальнейшем, план может успешно использоваться в качестве оглавления/содержания магистерской работы по педагогике.
3. Подбираем и анализируем литературные источники по исследуемому педагогическому направлению
Для работы с диссертацией по педагогике отбираются только актуальные информационные источники, соответствующие теме исследования. В качестве литературы могут использоваться методические рекомендации, монографии фундаментальных ученых-исследователей рассматриваемой проблемы, научные сборники, материалы из конференций, обновленные статистические данные и т.д.
4. Прорабатываем будущую структуру магистерской по педагогике
Согласно плану работы над магистерской диссертацией, документ подразделяется на несколько структурных элементов: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть, разбитая на главы, заключение, список литературных источников, приложения (по необходимости).
Краткие рекомендации по составлению текста основной части магистерской работы по педагогике:
- Ориентировочный объем теоретической (первой) главы диссертации выпускника магистратуры – до 25 страниц А4. Тут автор описывает историю исследования поставленного научного вопроса: в тексте следует указать, когда впервые возникла рассматриваемая проблема, что предпринималось учеными-предшественниками для ее успешного решения. В этой части диссертации обязательно указывается собственное мнение о том, в каком состоянии находится рассматриваемый предмет исследования и какова степень развития данной научной отрасли.
- На написание второй главы магистерской по педагогике отводится около 25-30 страниц. Основной уклон текста – детальное описание выбранной методологии исследования без воды, логическое и понятное читателю «со стороны». Для тем, связанных с развитием профессионального образования в регионе, следует предоставить соответствующую документацию, подтверждающую последовательность этого процесса (например, сначала был построен колледж, затем техникум, потом вуз и т.д.).
- Рекомендуемая длина третьей главы магистерской диссертации – до 20 страниц. Содержание этой части работы разумнее обсудить непосредственно с научным руководителем, так как она содержит актуальные теоретические/практические рекомендации о том, как правильно внедрить полученные результаты исследования в исследуемую отрасль знаний.
- Если тема магистерской диссертации по педагогике подразумевает наличие большого количества приложений, их допускается оформить в презентацию.
5. Подводим итоги в заключении
В заключительной части магистерской диссертации по педагогике подводится общий итог проделанной работы.
Что учесть при составлении заключения:
- План работы и общую логику повествования.
- Введение магистерской работы: в заключении следует сделать повторный акцент на актуальности/значимости проделанной работы.
- Систематизировать промежуточные выводы по первой, второй главе магистерской диссертации: тут следует выделить фундаментальных исследователей, их работы по теме исследования, проанализировать их достижения для решений поставленной проблемы.
- Выделяем собственное, авторское мнение по проделанной работе: в конце кратко описывается ход того, что сделал магистрант для решения проблемы и почему это так важно для науки.
6. Составляем список использованных литературных источников
Список литературных источников в магистерской диссертации по педагогике подразумевает наличие в перечне не менее 80 актуальных трудов ученых-предшественников. Требования к литературе стандартный – срок публикации в авторитетных источниках не старше 3-5 лет.
Оформление списка литературы в диссертации и ссылок (требования ВАК и ГОСТ)
7. Формируем и оформляем автореферат по теме магистерской
Автореферат – это краткое содержание магистерской диссертации. Как и в диссертации, в этом документе важно сохранить логику повествования, придерживаться научного стиля, соблюдать правила оформления в соответствии с требованиями ГАК и ГОСТ.
Кандидатская диссертация по педагогике: нюансы и особенности работы над документом
Кандидатская диссертация по педагогике может быть написана в контексте продолжения магистерской работы по уже изученному направлению исследования.
Перед выбором темы диссертации по педагогике, соискателю рекомендуется изучить "Номенклатуру специальностей".
Для соискателей кандидатских/докторских ученых степеней существует 7 основных педагогических направлений:
- «Теория, методика, воспитания и обучения» с расстановкой акцентов на образовательные уровни, исследуемые отрасли знаний.
- «Общая педагогика, история педагогики и образования».
- «Методика, теория физического воспитания, адаптационной, оздоровительной физической культуры. Спортивные тренировки, их особенности».
- «Коррекционная педагогика». В эту категорию входит тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия и олигофренопедагогика.
- «Организация, методология социально-культурной деятельности».
- «Методика, теория дошкольного образования».
- «Методика, теория профессионального образования».
Упростить выбор будущего направления темы по получаемой специальности, поможет следующая классификация основных типов исследований:
- Прикладные диссертационные работы. Направлены на поиск решений поставленных практических задач. Являются вспомогательными элементами фундаментальных исследований или их логическим продолжением.
- Фундаментальные исследования. Основная суть таких трудов – это разработка инновационных теоретических концепций педагогики (методология, научный статус, история). Исследования этой категории проводятся в рамках некоторых педагогических дисциплин – дидактика, специальная методика, теория воспитания детей дошкольного/школьного возраста и т.д. При выборе темы фундаментального исследования автору необходимо помнить, что полученные результаты проделанной работы используются на практике в исключительных случаях.
- Авторские разработки по выбранному направлению. Такие диссертации направлены на поиск практических решений в соответствующей отрасли педагогики. В эту категорию входят методические рекомендации, пособия, должностные инструкции преподавателей, учебные программы и.т.д.
Если соискатель ученой степени «кандидат наук» планирует написать диссертацию по направлению, не связанному с темой магистерской работы, перед выбором подходящего предмета для дальнейшего исследования рекомендуется изучить Номенклатуру специальностей.
Как организовать работу над кандидатской диссертацией по педагогике и избежать ошибок?
Подготовка, написание и оформление кандидатской диссертации по педагогике происходит по такому же алгоритму, что и магистерская работа: разница только в глубине погружения в тему, объеме обрабатываемой информации для объективного анализа проблемы и характеристик объекта/предмета исследования.
Как спланировать работу над кандидатской диссертацией по педагогике?
-
Автор отбирает, изучает и систематизирует литературу по теме диссертационного исследования из проверенных/достоверных информационных источников. В список рекомендованной литературы входят научные статьи, монографии, диссертационные исследования с датой публикации не старше 5 лет. Для таких работ категорически не рекомендуется использовать общепринятые материалы из архивов – такая диссертация по педагогике негативно воспринимается участниками комиссии и может повлечь за собой отказ в присуждении ученой степени «кандидат наук».
- Текст плана кандидатской диссертации составляется с учетом методических рекомендаций вуза, требований ГОСТа и на основании структуры изученных научных работ по исследуемой теме.
- Чрезмерное цитирование трудов сторонних исследователей категорически запрещается. Чтобы избежать отправки документа на редактирование, автору рекомендуется на основании анализа статистических данных ученых-предшественников составить собственную методологию исследования, максимально соответствующую изучаемому направлению работы без плагиата.
- Аннотация к кандидатской диссертации по педагогике отображает уровень грамотности и погружения автора в тему исследования: тут кратко описывается содержание работы с помощью ключевых слов, характеризующих исследуемый объект/предмет.
- Соискатель ученой степени оформляет работу в соответствии с требованиями ГОСТ и ВАК, готовит пакет документов для предоставления в Диссертационный совет вуза.
- Проверка готовой работы на уникальность несколькими системами антиплагиат.
- Подготовка доклада и наглядных пособий по изучаемому направлению педагогики.
Докторская диссертация по педагогике: как найти правильный подход к созданию фундаментального научного труда
Докторская диссертация по педагогике – это фундаментальный научный труд, выявляющий поэтапное развитие личности в обществе и направленный на поиск решения ряда глобальных проблем в изучаемой отрасли педагогики.
Что учесть при выборе темы докторской работы по педагогике
Перед выбором темы докторской диссертации по педагогике, важно учесть ряд основных моментов:
- Паспорт специальности соискателя: докторская научная работа пишется в строгом соответствии со специальностью автора.
- Простые тематики исключаются – докторская диссертация по педагогике является фундаментальной работой, отличительными чертами которой является научное достижение или открытие в изучаемом педагогическом направлении.
- Тема с научной новизной подскажут соискателю путь к открытию новых методик исследования, разработку принципиально-нового решения в избитых проблемах изучаемого направления педагогики и т.д.
- Масштабная тема поможет решить сложные задачи, проблемы, поставленные перед автором работы. При этом, категорически не рекомендуется останавливать свой выбор на узкопрофильных или широкопрофильных темах. Например, при рассмотрении тем, связанных с вопросами дошкольного воспитания детей в детских садах, участники комиссии могут задавать уточняющие вопросы, ответы на которые могут привести соискателя на около тематическое направление, не относящееся к предмету исследования.
Структура докторской диссертации по педагогике аналогична кандидатской научной работе. Если у соискателя имеются запатентованные изобретения, позволяющие решить одну из глобальных проблем педагогики, он избавляется от необходимости написания рецензируемых ВАК-статей в рекомендуемом количестве.
Пример диссертации по педагогике
С примером готового диссертационного исследования по педагогике можно бесплатно ознакомиться по этой ссылке.